UAZ 469 2.7 2010 Доступ в VIP-зал Центрального аэропорта города Ульяновска стоит тысячу рублей: в комнатке два дивана, телевизор, тепловая пушка для обогрева и стеллаж с водкой и коньяком. Воды в туалете нет: труба лопнула. - Ой, как уже хочется вернуться в застойные годы, - вздыхает хозяйка. - Тогда хоть не было такого обмана, как сейчас... Хотите застоя? «С конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый УАЗ 469». И новость эта датируется не 1972 годом, а нынешним, 2010-м! Хрущевки, панельные девятиэтажки, Газели-маршрутки. С предвыборного плаката Единой России озадаченно глядят вдаль два усатых мужика: «Работу заводам, работу людям! Сделаем Ульяновск научно-промышленным центром Поволжья». За проходной УАЗа - огромный бюст Ленина с непременной Доской почета победителей соцсоревнования. «Уникальный штанговый толкающий конвейер» десятки лет встречает посетителей пронзительным визгом пневмогайковертов. «В 2005-2006 годах ленты подачи двигателей и колес убрали вниз, и конвейер приобрел более эстетичный вид», - объясняет начальник технологического отдела цеха сборки Анатолий Тимагин. А где же андон - ведь пресс-релизы о том, что на УАЗе вводится Toyota Production System, мы читали еще лет пять назад? «Сигнальные огни и кнопки для остановки конвейера уже смонтированы, но пока не работают»... По левой «грузовой» нитке плывут зеленые «буханки», по правой - Хантеры и Патриоты. А что это за уазик цвета хаки приткнулся на въезде в цех ОТК - с простым брезентовым тентом и старым тоненьким рулем? Может, это и есть тот самый УАЗ 469? - Это армейский автомобиль, делаем по госзаказу. Поездить? Нет, без разрешения представителя военной приемки дать не можем... Вот она, мечта! Безо всяких пластмассовых финтифлюшек, зато с дизелем ЗМЗ. Говорят, комплектацию лично утверждал министр обороны Сердюков. Но УАЗ не имеет права выпускать такие машины в товарные сети, потому что они не пройдут сертификацию по шумности, по пассивной безопасности. Да и вообще XXI век на дворе... Именно поэтому шесть лет назад и появился Хантер - как попытка осовременить УАЗ-469Б образца 1972 года, он же «автомобиль семейства УАЗ-3151», он же просто «козел». Мы уже рассказывали про перемены в статье «Козел и Охотник»: передняя пружинная подвеска против старой рессорной, пятиступенчатая коробка передач вместо старой «четырехступки», новая «раздатка» с одним рычагом вместо двух, гидроусилитель руля… Единственное серьезное усовершенствование с тех пор - корейская коробка передач DYMOS, которая закупается по долларовому контракту и делает машину дороже примерно на 18 тысяч рублей. Но кресла по сравнению с Хантером шестилетней давности стали проще, исчезли газовые упоры капота... А цена выросла с 200 тысяч до 390 тысяч рублей! Неудивительно, что в прошлом году суммарный объем продаж всех УАЗов упал более чем вдвое - с 72 тысячи до 34 тысяч, из которых на Хантеры пришлось менее 9000 машин. Как стимулировать спрос? «Перепозиционировать продукт», как рассчитывали маркетологи Соллерса, не вышло - Хантер по-прежнему покупают для деревни, охоты и рыбалки. И на УАЗе наконец-то признали очевидное: «козел» должен быть проще и дешевле! Куда проще? Ведь и без того есть Huntеr Classic за 375 тысяч рублей - со старой двухсекционной дверью багажника и без пластиковой накладки на решетке радиатора… Невольно вспоминается анекдот времен застоя: «Что такое торт Брежнев? Это тот же Наполеон, только без яиц, масла и сахара». К счастью, в УАЗе 469 масло есть. Да и яйца... Мужской автомобиль! На заводе эту версию называют «Хантер минус», ее индекс - УАЗ-315196, а официальное название - УАЗ 469. Что в минусе? Во-первых, убран оставшийся пластик - к примеру, накладка на панели приборов. Во-вторых, вместо дорогой корейской коробки - старая «четырехступка» АДС, которую делает бывший цех УАЗа, ныне превратившийся в самостоятельную фирму Автодеталь-сервис. А вместо современных мостов с цельной балкой, которые в России зовут по имени американской трансмиссионной фирмы Spicer, - мосты старой конструкции, с разъемным картером. У нас их прозвали «тимкенами» - при том, что и Spicer, и другой американский поставщик Timken выпускали как те, так и другие мосты. Но мир давно отказался от «разъемной» конструкции, а на УАЗе «тимкены» до сих пор ставят на «буханки» и «головастики» - а теперь и на «Хантер минус», то бишь на УАЗ 469. Хорошо ли это, плохо ли? - Эх, дорога - точь-в-точь как в Сосновке. Мы туда каждую субботу на рыбалку ездим... Для уазовца, что сидит справа, это дорога. А на самом деле УАЗ 469 из первой партии, взятый прямо с конвейера, бороздит пустырь на заводских задворках. Снег выше ступиц, но «Хантер минус» упрямо ползет вперед. На обычном Хантере со «спайсерами» и корейской коробкой наверняка пришлось бы включать демультипликатор, но передаточные числа «старой» уазовской трансмиссии заметно «короче» - особенно у второй передачи, которая остается «рабочей» даже на тяжелом бездорожье. Вдобавок «тимкены» режут грунт или снег острым разъемом «чулков» - они действительно лучше по проходимости! Захлебывается ноющим воем трансмиссия, вгрызаются в рыхлый мартовский снег амтеловские шины Быстрица… Засели все-таки. Врубать заднюю после первой, чтобы выбраться враскачку, нужно с хрустом, размашистыми движениями - вправо до упора и вниз, в пол. Раззудись, плечо! Хорошо хоть, что на первой передаче у коробок АДС теперь тоже есть синхронизатор. Но переключается «четырехступка» АДС не так легко, как корейская, - и усилия выше, и рычагом надо орудовать точнее. А главная проблема - вибрации. При серьезной пробуксовке силовой агрегат трясется на опорах, словно под полом работает отбойный молоток. И очередной штурм снежного виража приходится прервать - из-под капота валит пар, а снег под машиной окрашивается зеленым: вырвало подводящий патрубок радиатора. Пока едет подмога с отверткой, можно немного прохладиться: в салоне не Ташкент - Сахара! Ведь ни в «буханках», ни в Хантерах до сих пор нет внутрисалонного краника отопителя. И даже в инструкции написано, что на тяжелом бездорожье во избежание перегрева нужно включать вентилятор «печки». В XXI веке... Короткая поездка по подъездным дорожкам завода прошла уже без приключений - Хантер как Хантер, только с четырьмя передачами. Руль совершенно «ватный» - ведь, в отличие от Патриота с гидроусилителем Delphi, на Хантеры ставится агрегат Борисовского автоагрегатного завода. Валкость и подруливания в виражах, разболтанная на неровностях подвеска... Хорошо хоть, что тормозит УАЗ на снегу и мокром асфальте ровно, без рысканий. А двигатель на УАЗе 469 - тот же, что и на нынешних «буханках». Старые нижневальные моторы Ульяновского моторного завода, принадлежащего «чужой» Группе ГАЗ, уазовцы перестали использовать с января прошлого года - и полностью перешли на «шестнадцатиклапанники» ЗМЗ объемом 2,7 литра. Но если на Патриотах и Хантерах версия ЗМЗ-4094 развивает 128 л.с., то для «буханок» была подготовлена дефорсированная до 112 л.с. версия ЗМЗ-4091, которую унаследовал и «Хантер минус». Да, «крутильный» подхват на высоких оборотах исчез, но он и не нужен! Зато характеристика стала «моментнее», тяга - ровнее, а трогаться можно на холостых, просто бросая сцепление. А еще я оценил… акустический комфорт. Да-да, не смейтесь! Конечно, в старом «четыреста шестьдесят девятом» эмоций было больше - завывания, лязги, хрусты… Но Хантер с шумоизоляционными матами в салоне, в дверях, под капотом и в моторном отсеке стал тише, и в версии «минус» все это осталось. Равно как и новая «раздатка», дисковые передние тормоза и пружинная передняя подвеска. Так что если брать «козла» в деревню, то почему бы не УАЗ 469, который примерно на 30 тысяч дешевле, чем Хантер Классик? Правда, самый доступный тентованный УАЗ 469 за 299 тысяч - без гидроусилителя руля и даже без запаски. Но за УАЗ 469 с металлической крышей и ГУРом должны просить 315-320 тысяч рублей. А выкладывать 365 тысяч рублей за тентованный Хантер Классик со «спайсерами» и корейской коробкой, уже не говоря про машину с жесткой «будкой» за 375-390 тысяч, стоит лишь в том случае, если под колесами в основном будет асфальт. Хотя тут уже стоит подумать о более удобном и современном Патриоте. Правда, он еще на сотню тысяч рублей дороже... - Вы уже знаете, что в этом месяце мы выпустим первые укороченные Патриоты УАЗ-3164? - огорошил Дмитрий Пришвин, второй по иерархии человек в руководстве УАЗа. - Дело в том, что и штамповая, и сварочная оснастка для Хантеров, которые мы делаем уже не один десяток лет, пришла в негодность. Новые штампы - слишком дорогое удовольствие: подготовка производства будет стоить миллиард двести тысяч рублей. Поэтому мы хотим «пощупать» рынок - может ли укороченный Патриот заменить каким-либо образом Хантер? Сможет - здорово. Нет - будем выпускать Хантер еще энное количество лет... Стало быть, УАЗ идет по пути АвтоВАЗа - новая версия Патриота, которую назвали Патриот Спорт, должна заменить обычные уазики точно так же, как упрощенная «Калина low-cost» вазовскую «классику». Но, как в том анекдоте, есть один нюанс. Патриот изначально разрабатывался как «гражданский» автомобиль. А как же армия? Если «вставай, страна огромная» - на чем идти в разведку? На чем бороздить российскую целину, где под снегом всегда может притаиться брошенная по пьяни железяка? «Буханки» выпускаются с 1958 года, УАЗ-469 - с 1972-го. Они давно отслужили свое. Так почему бы нашему государству не профинансировать разработку нового многоцелевого полноприводника, который прослужит еще 30-40 лет, - легкого, выносливого и неприхотливого? Ведь нашлись 2,4 миллиарда евро госгарантий для владельца Соллерса Вадима Швецова на проект совместного предприятия с альянсом FIAT-Chrysler. Но надеяться на то, что зарубежные технологии нам сильно помогут, наивно: нигде не нужны такие настоящие вездеходы, как в России. И потом, ни американцы, ни итальянцы не станут вкладывать деньги в создание российского военного внедорожника. Тем более что все технологии у нас уже есть. Изменить раму, спроектировать простой кузов с учетом всех требований по пассивной безопасности, локализовать производство дизелей IVECO и коробок DYMOS… Ну не бином же Ньютона! Конечно, можно этого не делать. Можно продолжать выжимать по капле советское наследие. Но это - застой, который рано или поздно заканчивается... Мы ведь уже знаем, чем заканчивается застой. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | Автомобили | УАЗ-469Б (1972 год) | УАЗ-315195 Hunter (2010 год) | УАЗ-315196 УАЗ 469 (2010 год) | Тип кузова | универсал | универсал | универсал | Число мест | 5 (7) | 5 (7) | 5 (7) | Размеры, мм | длина | 4025 | 4170 | 4025 | ширина | 1785 | 1785 | 1785 | высота | 2015 | 2020 | 2025 | колесная база | 2380 | 2380 | 2380 | дорожный просвет | 220 | 210 | 210 | колея передняя/задняя | 1442/1442 | 1445/1445 | 1465/1465 | Объем багажника, л | 930-1830 | 930-1830 | 930-1830 | Снаряженная масса: тент/мет. крыша, кг | 1540/- | -/1770 | 1620/1770 | Полная масса, кг | 2290 | 2510 | 2520 | Грузоподъемность, кг | 750 | 740 | 900/750 | Двигатель | бензиновый, карбюраторный | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с распределенным впрыском | Расположение | спереди, продольно | спереди продольно | спереди, продольно | Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | Рабочий объем, см³ | 2445 | 2693 | 2693 | Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 92,0/92,0 | 95,5/94,0 | 95,5/94,0 | Степень сжатия | 6,7:1 | 9,0:1 | 9,0:1 | Число клапанов | 8 | 16 | 16 | Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 72/53/4000 | 128/94/4600 | 112/82,5/4150-4350 | Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 169/2200 | 217/3900 | 208/3000 | Коробка передач | четырехступенчатая, механическая | пятиступенчатая, механическая | четырехступенчатая, механическая | Передаточные числа | I | 4,12 | 4,16 | 3,78 | II | 2,64 | 2,27 | 2,64 | III | 1,58 | 1,43 | 1,55 | IV | 1,00 | 1,00 | 1,00 | V | - | 0,88 | - | задний ход | 5,22 | 3,83 | 4,12 | главная передача | 5,125 | 4,110 | 4,625 | Привод | полный, с подключением привода на передний мост | Раздаточная коробка | двухступенчатая | Передаточные числа | I | 1,00 | 1,00 | 1,00 | II | 1,94 | 1,94 | 1,94 | Рулевой механизм | червяк-ролик | винт-шариковая гайка, с гидроусилителем | винт-шариковая гайка, с гидроусилителем | Передняя подвеска | зависимая, рессорная | зависимая, пружинная | зависимая, пружинная | Задняя подвеска | зависимая, рессорная | зависимая, рессорная | зависимая, рессорная | Передние тормоза | барабанные | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | Задние тормоза | барабанные | барабанные | барабанные | Шины | 8.40-15 | 225/75 R16 | 225/75 R16 | Максимальная скорость, км/ч | 100 | 130 | 130 | Расход топлива, л/100 км, смешанный цикл | 10,6* | 13,2 | 10,6 | Емкость топливного бака, л | 2х39 | 2х39 | 2х39 | Топливо | бензин А-76 | бензин АИ-92 | бензин АИ-92 | * Контрольный расход при скорости 40 км/ч |
«Авторевю» | | | Вот он, армейский уазик: мосты «спайсер», коробка DYMOS, ГУР, передняя пружинная подвеска, дизель ЗМЗ...
| …и простейший тентованный кузов с облегченными сиденьями, как 38 лет назад
| «Колхозные» мосты, но с дисковыми тормозами спереди и модернизированными барабанами сзади, вернулись на УАЗ 469 с «буханок»: но там рессоры «по кругу», а здесь - передняя пружинная подвеска
| На бездорожье картер разъемного моста не нагребает перед собой грунт или снег, как «спайсер», а режет его
| Отличие от Хантера - голый металл передней панели и тоненькая рукоятка четырехступенчатой коробки АДС, которая по-прежнему транслирует в салон шум шестерен. Зато «раздатка», как и на Хантере и Патриоте, с одним рычагом
| Примета времени - окошечко цифрового счетчика пробега на шкале спидометра
| Усилие на рычаге «четырехступки» выше, чем у «даймоса», но четкость переключений приемлема
| Сиденья, как у обычного Хантера, - простенькие и слишком мягкие. Сзади три ремня, но среднему пассажиру полагается только поясная лямка, а для крепления боковых ремней к полу багажника предназначены язычки...
| ...которые от тряски могут легко выскочить из гнезд!
| Это обычный металлический верх Хантера: «калитка» с боковыми петлями и навешенной запаской
| А на Хантер Классик и УАЗ 469 ставят старую двухсекционную дверь багажника - запаска висит на отдельном кронштейне, а откидной борт помогает перевозить длинномеры
| Дефорсированный до 112 л.с. двигатель ЗМЗ-4091 от «буханок» можно опознать по двум катушкам зажигания российского производства. Разве что на «буханки» идет блок управления Элкар, а на УАЗ 469 и Хантеры - Bosch. Сцепление - ЗМЗ с ведомым диском LuK
| Металлические фиксаторы - как в 1972 году!
|
|