Toyota RAV4 2.0 2006 Оказавшись на широкой аэродромной площадке, я испытал ощущение дежа-вю. Полоса, сухая слева и скользкая справа, задание - резко затормозить сначала на прежней модели RAV4, а затем на новой. Дабы оценить плоды технического прогресса... То же самое упражнение надо было проделать на прошлогоднем тесте престижного Lexus GS. Такое впечатление, что за год ничего не изменилось. И хотя сейчас я сижу за рулем Toyota RAV4 нового поколения, он ведет себя вполне по-лексусовски... Отдай машине руль Предыдущий RAV4 - весьма достойный "асфальтовый" внедорожник, устойчивый и надежный в управлении. Но - не на таком смешанном покрытии... Разгоняюсь примерно до 60 км/ч, резко бью по педали тормоза - и под стрекот противозаносной системы автомобиль заметно уводит влево. Собственно, а чего я хотел: слева чистый асфальт, справа намыленное железо, фактически аналог чистого льда. Вот машина и ушла в сторону более цепкого покрытия. Вторая попытка. На сей раз - на последнем поколении тойотовского джипа. Условия те же самые. Но, осадив машину, с удивлением понимаю, что она не сделала ни малейшей попытки изменить траекторию. Раз-раз - и RAV4 спокойно остановился, совершенно не проявив желания свернуть в сторону сухого асфальта, словно его правые и левые колеса стояли на одинаковом покрытии. - Удивлены? - улыбнулся сидевший справа тойотовский инженер. - Это сработала наша новейшая система ADS - "Active Drive System". Она незаметно подруливает передние колеса, самостоятельно удерживая машину на траектории, когда, например, как сейчас, автомобиль тормозит на дороге со смешанным покрытием. - Эта система аналогична той, что применяется на последних Lexus? - Да, концепция практически та же самая. Для тех, кто не в курсе, коротко расскажем о принципе действия ADS. Электрический усилитель руля, который на новой модели сменил привычный гидравлический механизм, соединен с датчиками противозаносной системы. Когда они подают сигнал, что автомобиль уклоняется с нужного курса, электроника снижает обороты двигателя, избирательно подтормаживает колеса и перераспределяет крутящий момент между осями. А главное - одновременно с этим в действие вступает электромотор, который "самостоятельно" корректирует угол поворота передних колес. Без всякого участия водителя. Тот вполне может и не заметить, что машина подруливает. Примерно то же самое происходит, когда автомобиль срывается в снос или занос. Если корма машины норовит заехать вперед, то управляемые колеса будут самостоятельно доворачиваться в противоположную заносу сторону. При угрозе сноса "асфальтовый" внедорожник сам по себе увеличит угол поворота колес, чтобы выйти на необходимую траекторию. Просто и изящно. Lexus карманного формата Впрочем, не такого уж и карманного. Новый RAV4 миниатюрным не назовешь. По сравнению с ним довольно просторный предшественник кажется просто тесным. Новичок подрос по всем направлениям, причем существенно. В длину машина увеличилась почти на 15 см, в ширину - на 8. А такая весьма важная для простора в салоне величина, как база, получила прибавку в целых 7 см. Что позволило добавить между передними и задними сиденьями дополнительные 5,5 см простора. На заднем диване стало ощутимо свободнее. Кроме того, отныне не придется много трудиться, чтобы создать дополнительное пространство для поклажи. Прежний RAV4 предоставлял лишь два варианта увеличения багажного отсека. Либо ставим половинки заднего сиденья в вертикальное положение, либо, когда требуется максимальный объем, вообще вынимаем их из салона. В машине последнего поколения все гораздо проще. Второй ряд кресел легко и без затей утапливается в пол, образуя совершенно ровную площадку, где свободно можно разместить и чемоданы, и горные велосипеды... В общем, новый RAV4 сравнялся по размерам и функциональности с прочими моделями сегмента компактных внедорожников. Причем в последнем поколении укороченной трехдверной модификации у RAV4 уже не будет. Это еще одно подтверждение изменившегося статуса модели, которая по уровню комфорта шагнула довольно далеко вперед, вплотную приблизившись к требованиям премиум-класса. Например, хотя в Европе базовая комплектация нового RAV4 предусматривает только кондиционер, российские версии с самого начала будут оснащаться раздельным климат-контролем. Не говоря о наличии электропакета "стекла-зеркала", подогрева передних кресел и аудиокомплекса с 6-зарядным чейнджером под компакт-диски и управлением на рулевом колесе. Для первого знакомства я как раз взял похожую версию, оснащенную 2-литровым бензиновым мотором мощностью 152 л.с. (единственный возможный в России вариант) и механической коробкой передач. Хотя этот двигатель и 5-ступенчатая трансмиссия позаимствованы у модели прошлого поколения практически в том же виде (в коробке даже не изменились передаточные числа), во всем остальном создается впечатление, словно едешь на гораздо более дорогом автомобиле, нежели указывает закрепленная на руле фирменная эмблема. Интерьер нового RAV4 выполнен в прежнем спортивном стиле. Но насколько изменилась проработка буквально всех элементов! Вместо обычных приборных шкал - люминесцентная панель "Optitron", выхватывающая стрелки и цифры из абсолютной темноты с первым поворотом ключа зажигания. Если он, конечно, есть. На самых дорогих версиях модели взамен привычного ключа полагается небольшой брелок, который можно не вынимать из кармана. Подошел к машине - она сама опознала владельца и предупредительно разблокировала замки. Сел в кресло, нажал специальную кнопку на центральной консоли - и мотор ожил. Весьма современно. Да и во всем прочем чувствуется новый уровень автомобиля. Обычные ручки регулировки микроклимата уступили место набору клавиш, заведующих раздельным климат-контролем. Чуть выше - большой цветной экран навигационной системы. При движении задним ходом на этом же экране появляется видеокартинка того, что происходит позади машины. Впрочем, последнее - не про нашу честь. Российская комплектация, как обычно, будет лишена и "навигатора", и "видеопарктроника", и системы управления мобильным телефоном по беспроводному протоколу "Blue-tooth". Впрочем, большинство прочих благ российские покупатели получат в полной мере. Уход от корней С переходом на совершенно иную основу RAV4 стал мягче, тише, комфортабельнее, нежели уходящая модель. По комфортности хода дебютант отчасти напоминает Lexus RX300. При этом, несмотря на небольшое увеличение массы (плата за возросшие габариты и более богатое стандартное оснащение), динамика RAV4 осталась на прежнем, вполне достойном уровне. До 100 км/ч машина, оборудованная механической коробкой передач, разгоняется примерно за 10,5 с, а максимальная скорость составит 185 км/ч. Точь-в-точь как у модели прошлого поколения. У джипа с 4-ступенчатым "автоматом" показатели тоже аналогичны предшественнику: спурт с места до 100 км/ч за 12 с, предельная скорость - 175 км/ч. Хотя эта автоматическая трансмиссия уже ощутимо отстает от сегодняшних требований. К скорости переключений претензий нет, но... всего четыре ступени и отсутствие ручного режима выбора передач - это сейчас кажется анахронизмом. Особенно при скоростной езде по автобану, когда слишком растянутый диапазон между передачами съедает заметную часть динамики, да и мотор даже на высшей передаче надоедает излишне громким голосом. Досадно. Причем наши поклонники RAV4 пострадали из-за... европейцев. Просто в Старом Свете бензиновые версии "асфальтового" внедорожника пользуются весьма ограниченным спросом, вот японцы и не стали вкладываться в разработку нового двигателя и трансмиссии. Зато они полностью пересмотрели принцип раздачи крутящего момента между ведущими осями. Прежний RAV4 имел постоянный полный привод. Распределением момента заведовала виско-муфта, которая посылала на каждый мост по 50% тяги. В случае проскальзывания колес большая часть момента переходила на ту ось, которая имела лучшее сцепление с грунтом. Новый RAV4 - автомобиль иного плана. В большинстве случаев он является чисто переднеприводной машиной. И лишь при проскальзывании передних колес на помощь приходят задние. Но на них может передаваться не более 45% крутящего момента. Ну а если впереди довольно серьезное бездорожье? Тогда водитель одним нажатием кнопки может заблокировать электромагнитное сцепление, выполняющее роль межосевого дифференциала. В этом случае пропорция 55/45 будет оставаться неизменной. Только скорость не должна превышать 40 км/ч. Иначе блокировка автоматически отключится. Конечно, переход на новый принцип раздачи крутящего момента можно считать отступничеством от идеи постоянного полного привода. Но ведь большинство владельцев RAV4 вообще не покидают асфальта, и для них постоянно подключенные четыре ведущих колеса - совершенно лишняя роскошь. Вполне достаточно, если задний мост будет вступать в дело изредка и - при действительно насущной необходимости. Зато с переходом на подобную схему разом улучшаются экономичность и динамика автомобиля. Ведь мотору теперь не надо попусту расходовать свою энергию на бесполезные на сухом асфальте задние ведущие колеса. ..."Прохватив" по извилистой дорожке, петляющей среди заросших лесом холмов, я быстро понял, что новый RAV4, несмотря на увеличенные размеры и большую массу, обладает более раскованным и заводным характером, чем прежняя модель. Он легче вписывается в кривые, меньше досаждает тряской на невесть откуда взявшихся колдобинах. Он тише и спокойнее в любых режимах езды. Cловом, с ним и проще, и удобнее жить. Как и полагается настоящему Lexus. Даже если он несет "демократичную" марку Toyota. «Клаксон» | |