Когда на выставке в Детройте компания Porsche продемонстрировала новую модификацию Cayenne с двигателем мощностью 521 л.с., "умные головы" в нашей редакции мудро цедили сквозь зубы модное слово: "Маркетинг..." Что ж, появление версии Turbo S можно оценивать и так. А можно поискать и другую причину. Она проявилась на прошлогоднем автосалоне в Париже, где фирма Mercedes-Benz представила спортивный внедорожник ML63 AMG, мотор которого выдает 510 сил. Возможно, поэтому и появилась новая версия Cayenne. Ведь предлагать покупателям самый мощный и самый быстрый внедорожник в мире для фирмы Porsche - это дело чести. Что означает буква S? Ппомимо прочего появление этой литеры означает лишние 18150 евро, которые надо прибавить к цене стандартного Cayenne Turbo. Новая версия Turbo S предлагается российскими дилерами за 136150 евро. Чем она отличается от базовой? В первую очередь более мощным двигателем. Инженеры Porsche провели легкую доводку 4,5-литрового V8 (повысили давление турбонаддува, более объемными сделали промежуточные охладители и т. п.) и добились отдачи в 521 силу. Мотор стандартного Turbo, напомню, выдает 450 л.с. Разумеется, Turbo S отличается чуть более высокой максимальной скоростью и лучшей динамикой. ...Разгон современного спортивного внедорожника отчасти напоминает разбег самолета по взлетной полосе: ускорение - свирепое, но сидишь при этом непривычно высоко, можно повернуть голову и посмотреть сверху на траву, растущую по обочине (вообще, за годы работы в автомобильной журналистике ускорения подобной силы привыкаешь испытывать, сидя, что называется, "пятой точкой на асфальте" за рулем какого-нибудь распластанного по земле суперкара). Поначалу меня взяло сомнение: это ли обещанные производителем 5,2 с до 100 км/ч? Разгон отменный, но... Ах, да! Совсем забыл, что автоматическая коробка "Tiptronic" приучена трогаться со второй передачи. Ведь мощности и тяги в двигателях "Кайенов" хоть отбавляй, а старт со второй получается более плавным и удобным в повседневной езде. А на заснеженной трассе - и более безопасным. Поэтому, ожидая зеленого сигнала на следующем светофоре, заранее включаю первую через ручной режим. И тогда внедорожник сорвался с места, словно жеребец, внезапно обожженный ударом хлыста. Довольно плавное нажатие на газ вызвало неожиданно резкий рывок, запрокинувший голову назад - до подголовника. Суперкар! При этом - удобный в будничной езде. При этом - способный справляться с серьезным бездорожьем. За рулем Turbo S невозможно удержаться от превышения скорости. Автомобиль настолько легко и непринужденно переходит все мыслимые (и немыслимые) пределы, что водитель просто не замечает: а ведь уже и прав можно лишиться, и в тюрьму угодить... - Кстати, в арабских каталажках практикуют телесные наказания, - мило улыбнулась сидевшая рядом Оксана Хартонюк, директор по маркетингу и PR российского отделения Porsche. - Кажется, бьют палками по пяткам... - В Эмиратах? Вряд ли. Скорее, где-нибудь в Саудовской Аравии... - возразил я, но скорость сбросил до "позволительно-нарушительных" 150 км/ч, с которыми неслись по ведущему в Дубай автобану другие участники движения. - Я просто хотел попробовать поперестраиваться из ряда в ряд километрах на 220-230. Оксана взглянула на меня так, что я понял: фирма Porsche зря не выдает своим сотрудникам молоко за вредность общения с ненормальными автомобильными журналистами: - Это зачем еще?.. - Только после 210 км/ч подвеска "Кайена" автоматически занимает самое нижнее положение. На высоких скоростях инженеры старались максимально приблизить поведение внедорожника к стандартам легковых автомобилей. Как на Turbo, регулируемое по высоте пневматическое шасси входит в стандартное оснащение Turbo S. В обычном, так сказать, рабочем положении по клиренсу Cayenne сопоставим с большинством "асфальтовых" люкс-внедорожников: удобно садиться-выходить, удобно ездить по городу, на колдобины-бордюры внимания не обращаешь. Но когда скорость переваливает за 125 км/ч - автоматика сокращает клиренс на 2,7 см. А после уже упоминавшихся 210 км/ч - еще на 1,1 см, что понижает центр тяжести и способствует стабильности движения. Зато на бездорожье дорожный просвет можно нарастить до 27,3 см. Вполне вездеходный показатель. Как уже говорилось, скорости за рулем Cayenne не замечаешь. На 130-150 км/ч автомобиль весьма бесшумен и комфортабелен, даже если качество асфальта оставляет желать лучшего. По "неощутимости движения" это, конечно, не Range Rover, однако спорткаровской жесткости в этом Porsche тоже нет. Скорее - намек на нее. Скорее - возможность проходить повороты чуть быстрее, чем это принято на внедорожниках. Но что касается торможения... После серии резких замедлений Turbo S вновь хочется назвать "суперкаром". Останавливается этот автомобиль с невероятной силой. Ведь он оснащен тормозами более крупными, нежели обычный Turbo. Так, диаметр передних дисков увеличился с 350 до 380 мм. А задних - возрос с 330 до 358. Соответственно тормоза лучше работают и меньше подвержены перегреву, нежели механизмы стандартного Turbo. ...Привычка ездить на серьезных джипах сыграла со мной злую шутку. Паркуясь возле гостиницы, инстинктивно не обращаю внимания на сравнительно высокий бордюр (на внедорожнике я или как?!). Неприятный скрежет пластика о камень напомнил, что "Кайену" все же далеко до армейского транспортера. "Вот черт! Придется нижний "фартук" перекрашивать", - с досады я, кажется, даже покраснел. Приседаю возле Porsche на корточки и вижу... Оказывается, нижняя часть бампера - некрашеная! Она отформована из цветной пластмассы в цвет кузова самого автомобиля! Когда машина продумана до таких мелочей, до такой степени "защищена от дурака" - это действительно великолепная машина. Стоящая своих денег до последнего евроцента. По песку аки по снегу В программу знакомства с новым Porsche входило этак с полсотни километров вождения по бездорожью, в песчаных дебрях-дюнах неподалеку от Дубая. Здесь немцы не стали полагаться на собственные силы. За программу "off-road" отвечали арабы, которые устраивают знаменитые джип-сафари для туристов. Забавная штука: после часа езды по песку инструктор расхвалил меня так, что захотелось, подобно коту Матроскину из легендарного мультфильма, скромно протянуть: "А я еще и вышивать могу. И на машинке тоже..." Просто вождение в пустыне во многом напоминает вождение по снегу (вот уж чего в моей жизни было предостаточно), хотя инструктор и научил паре новых для меня приемов, которые могут пригодиться зимой в Подмосковье... Перед тем как съехать с асфальта, отключаю противобуксовочную систему (в песке или снегу колеса должны буксовать, чтобы автомобиль шел вперед) и увеличиваю клиренс. Заодно хочу заблокировать межосевой дифференциал (блокировка входит в стандартное оснащение любого "Кайена"), однако выясняется, что сделать это можно только после включения понижающей передачи (она тоже - непременная особенность любого "Кайена"). Однако на песке в понижающей нет нужды. Подобная последовательность наращивания внедорожного потенциала джипа - не самое удачное решение. Ведь блокировка "межосевика" может пригодиться не только на бездорожье. Она полезна, скажем, даже на дороге общего пользования после многочасового снегопада, где понижающая тоже ни к чему. На мой вопрос, чем обусловлено такое решение, представитель Porsche ответил, что автоматика способна при необходимости перераспределять энергию мотора между осями (в нормальных условиях на задние колеса приходится 62% тяги). Поэтому на легком бездорожье, где без понижающей можно обойтись, в блокировке, мол, тоже нет необходимости. Хотя невооруженным взглядом было видно, что некоторые "Кайены" увязали в песке только потому, что передние колеса вращались, а задние - нет. Или наоборот. У меня есть собственное объяснение такой последовательности управления трансмиссией "сначала - включай понижающую, затем - блокируй дифференциал". Немецкие инженеры руководствовались, видимо, опять же принципом "защиты от дурака". На многих других внедорожниках, если вы забыли снять блокировку, выехав на чистый асфальт, трансмиссия будет изнашиваться ускоренными темпами. Но только страдающий болезнью Альцгеймера умудрится ездить по дорогам общего пользования с заблокированным дифференциалом и вдобавок на понижающей - так, видимо, рассуждали инженеры "Porsche"... Пока механики стравливали давление в покрышках (в каждом колесе надо "сбросить" по атмосфере, чтобы шины увереннее тащили по песку), я через ручной режим коробки "Tiptronic" фиксирую вторую передачу. Лишние переключения "автомата" на сыпучем покрытии ни к чему - тяга должна идти на колеса равномерно и непрерывно. Поехали. Cayenne Turbo S уверенно переваливался через дюны. Вверх-вниз, вверх-вниз. Можно уснуть, не будь реальной опасности застрять в любое мгновение... На одном из подъемов теряю ход. Автомобиль неумолимо замедляется, несмотря на плавное добавление газа. Инструктор жестами показывает любопытный прием: надо быстро качать руль из стороны в сторону, примерно на четверть оборота. Колеса таким образом раздвигают песок перед машиной, и Turbo S продолжает движение вперед. Надо будет опробовать этот прием на снегу... А как грамотно останавливаться на сыпучем покрытии, я знаю и без инструктора, наученный тяжелым во всех смыслах опытом езды на "Лэнд Роверах", "Круизерах" и "Патрулях". Во-первых, не стоит тормозить там, где вам вздумалось, - надо останавливать автомобиль на склонах, пусть даже малозаметных, чтобы нос внедорожника хоть чуть-чуть смотрел вниз. Иначе потом можно и не тронуться. Во-вторых, останавливаться желательно помягче и поплавнее, чтобы колеса не нагребли перед собой песка, что опять же может усложнить последующее трогание. В идеале - следует катиться по инерции до полной остановки, вообще не используя тормоза. И снова - асфальт. Перед выездом на дорогу общего пользования механики возвращают в колеса нормальное давление. Я смотрю в зеркало, где уходит к горизонту след моего Porsche, через песок, через высоченные дюны. Сейчас даже не верится, что обладающий столь серьезной проходимостью автомобиль способен набирать 270 км/ч... Turbo S отличается от обычного Turbo не только технически, но также улучшенной комплектацией. В базовое оснащение новинки входит полностью обшитый кожей салон (ею обтянуты буквально все поверхности интерьера), биксеноновые фары с функцией "загляни за поворот" и первоклассная музыкальная установка Bose Surround. В целом, если изучать комплектацию Turbo S, она ничуть не хуже, чем у дорогого представительского автомобиля во флагманском исполнении. В европейскую прессу уже просочились сведения о том, что через год-два Porsche покажет модернизированную версию Cayenne. Выглядеть автомобиль будет куда более грозным и агрессивным, чем нынешний. Но техническая платформа останется прежней. Разве только внедорожник станет еще мощнее, еще быстрее. На это косвенно намекает тот факт, что Turbo S оснащается 21-дюймовыми колесами (тоже особенность стандартной комплектации) с внедорожными покрышками, рассчитанными на скорость до 300 км/ч. Нынешние "Кайены" так быстро не ездят. «Клаксон» |