GAZ 31105 4x4 Night Wolves 2006
«Ночные
Волки» - первый мотоклуб на
территории бывшего СССР.
Занимается он не только ездой
на мотоциклах и организацией
байк-шоу, но и внедорожным
спортом...
У
байкеров есть отличительная
черта - они всегда стремятся
иметь неповторимый имидж. Ну
не принято у них, чтобы
аппараты были похожими один на
другой. Потому-то в качестве
внешней оболочки боевой
машины для ралли-рейдов Сергей
Савенко из спортивной команды
мотоклуба «Ночные Волки» и
выбрал «Волгу». Кроме того, он
преследовал еще две цели: во-первых,
чтобы проект вписался в рамки
имевшегося небольшого бюджета,
а во-вторых, чтобы
автомобиль был
отечественный. Хотелось иметь
то, что не используется в мире,
что не ездит на «Дакаре» и при
этом обладает своим,
российским лицом.
Изначально
в конструкцию машины
закладывалась тема Bowler Wildcat -
использованы в основном узлы и
детали Land Rover Discovery II. Силовой
агрегат установили дизельный
от Toyota Land Сruiser, как наиболее
надежный. Кроме того, пример
чемпиона России по ралли-рейдам
в категории Т-2 Сергея Гири
показывал, что мощность и
крутящий момент этого
двигателя вполне достаточны. А
еще получившаяся компоновка
подчеркивала байкерскую
индивидуальность!
В
команде уже был достаточно
большой опыт строительства
трофических машин, поэтому
создавать автомобиль начали
от рамы. Главными задачами
виделись правильная
развесовка и максимальное
снижение веса. Раму удлинили
на шесть дюймов (152.4 мм). Чтобы
длина базы стала как у TLC 80. И
как у Bowler! Почему пошли таким
путем? Чтобы повысить
устойчивость на кочках,
которые гонщики называют «дельфинами»
(на них машина начинает
характерно нырять и
выпрыгивать). Ну и надеялись на
то, что англичане при
постройке и доводке Bowler что-то
рассчитывали.
Лишний
вес - он словно бес
В кузове «Волги» главный
недостаток - вес. Именно в него
все упиралось. Рама и силовой
агрегат и без того выходили
такими тяжелыми, что
оставалось всего килограммов
500 на все остальное - кузов,
каркас безопасности и другое
оборудование. Именно из-за
веса - ну и нестандартности
ради - решили сделать машину
двухдверным купе. Внешний вид
кузова постарались сохранить
узнаваемым, «волговским», но
для облегчения и удобства
обслуживания переднее
оперение изготовили из
пластика и сделали его
откидывающимся целиком. На
раме имеется каркас из квадрат-трубы,
заменяющий передние
брызговики для крепления
навесного оборудования. Двери
- также полностью пластиковые,
как и крышка багажника. От «волговского»
кузова осталась задняя часть
передних крыльев, частично
моторный щит, частично же
крыша и задние крылья. Все
остальное заменено
пластиковыми деталями либо
полностью переделано. Правда,
в первой «реинкарнации» почти
все детали были из металла, а
заднюю часть использовали от
ГАЗ-31029. Но она получилась
тяжелой, неудобной, в
багажнике не помещались два
запасных колеса, да и силуэт
казался слишком кургузым.
Поэтому задок заменили на ГАЗ-2410,
заодно его удлинив. И перешли
на пластик. Первоначальные
мощные стальные бамперы также
стали пластмассовыми - в ралли-рейдах
нет нужды ими валить деревья.
Чтобы установить кузов на раму
от Land Rover, пришлось изготовить
новые площадки для крепления,
вварив специальные «домики»
из квадрат-трубы.
Блокировки
ни к чему?
Мосты установлены от Land Rover
Discovery II, без блокировок. Сергей
Савенко полагает, что при
наличии большого трофического
опыта - а он обладатель Кубка
России по трофи-рейдам 2004 года
и призер этапов чемпионата
России 2005 года - проходить
трассы ралли-рейдов можно
легко и без использования
блокировок в мостах. Хотя, на
мой взгляд, блокировки в
скоростных гонках по
бездорожью нужны не столько
для повышения проходимости,
сколько для увеличения
динамики за счет улучшения
сцепления с грунтом. Но у
Сергея свое мнение - он считает,
что блокировки снижают
надежность, так как из-за них
могут выходить из строя (и
жизнь это подтверждает)
полуоси и главные пары в
мостах. В передней и задней
подвесках применены механизмы
Уатта для улучшения курсовой
устойчивости при езде по
пересеченной местности, что
геометрически неправильно.
При установке этого
устройства в переднюю
подвеску следует изменять
схему рулевого управления, так
как при жестком положении руля
«прямо» при ходе отбоя
расстояние между сошкой на
поворотном кулаке моста и
сошкой рулевого механизма
увеличивается. Соответственно
при неизменной длине тяги
колеса поворачиваются влево. А
при сжатии, наоборот,
расстояние уменьшается и
колеса без влияния пилота
поворачивают машину вправо.
Что происходит при прыжке?
Проанализируйте
самостоятельно! Именно по этой
причине у Bowler Wildcat в передней
подвеске применена старая
добрая тяга Панара. Но
зависимая подвеска выбрана
также не случайно. Главными
требованиями были надежность
и неприхотливость. Во главу
угла для начала поставили
задачу стабильно доезжать до
финиша, а не выигрывать гонки.
В качестве демпфирующих
элементов установлено десять
амортизаторов американской
фирмы ProComp MX6. Их приобрели
сразу ящик - 24 штуки, чтобы был
запас. В настоящее время
решается вопрос установки
более спортивных
амортизаторов, выпускаемых
специально для ралли-рейдов,
марки Ohlins или Fox. Пружины - от Land
Сruiser.
Нераскрытые
резервы
Что же касается компоновки
силового агрегата, то его
сместили на 350 мм назад по
отношению к установке в
стандартном автомобиле. Это
очень хорошо сказывается при
езде в «боевом» режиме, а также
дает свои преимущества на
трассе. Как уже говорилось,
силовой агрегат использован
от TLC 100 - 6-цилиндровый 24-клапанный
с электронным управлением
впрыском топлива. У
электроники есть как плюсы,
так и минусы. В настоящее время
эта система находится на
стадии доводки - специалисты
пытаются в нее «влезть» для
увеличения отдачи. Расход
топлива машины в режиме гонки
в настоящее время составляет
не более 15 литров на сотню
километров, а не 25 и более, как
другие рейдовые «болиды» с
точно таким мотором (и
примерно таким же весом)! Это
говорит о том, что в двигателе
заложен очень большой запас,
который еще предстоит
раскрыть. Хотя в заводских
настройках и на соревнованиях
есть свои плюсы - в Калмыкии
машина прошла 660 километров
без дозаправки с работающим
кондиционером! Для получения
силового агрегата были
разобраны две машины. Одна - из
Японии, с автоматической
трансмиссией, другая - из
Европы, с механической
коробкой. Специалисты из Land Сruiser
Club адаптировали коробку к
этому двигателю. В силовом
агрегате и трансмиссии все
узлы получились стандартными,
только карданные валы из-за
смещения двигателя пришлось
изменять по длине. Их сразу
изготовили в двойном
комплекте, чтобы в команде
имелся аварийный запас.
Байкеры
- они комфорт любят
Рабочее место пилота
оборудовано с большим по
спортивным меркам комфортом -
сиденье отделано качественной
кожей, органы управления
тщательно скомпонованы. И это
невзирая на то, что двигатель
находится практически в
салоне! Для доступа к нему
кожух между сиденьями сделан
съемным. Каркас безопасности
изготовлен в фирме «Московия»,
имеющей соответствующую
лицензию, и на него есть
сертификат.
Учитывая
склонность байкеров к
получению удовольствия от
процесса передвижения даже на
спортивном автомобиле, в
кабине очень хорошо
организован микроклимат.
Посередине сразу над лобовым
стеклом находятся лючки
верхней приточной вентиляции,
а за спинкой кресла пилота
установлен кондиционер,
воздуховод от которого идет по
крыше, что позволяет холодному
воздуху хорошо и равномерно
перемешиваться в кабине, не
простужая экипаж. При этом
салон очень хорошо
загерметизирован - в Калмыкии
в него не попало ни песчинки!
Штурман снабжен всей
необходимой навигацией: есть
два прибора Terratrip, два GPS-навигатора,
спутниковый телефон. Антенны
приборов навигации и связи
установлены на крыше под
специальным защитным
пластиковым колпаком. Ну и,
конечно, автомобиль оснащен
системой пожаротушения,
дополнительными
огнетушителями. А еще, по
совету других спортсменов, в
тормозную систему врезаны
дополнительные краники. Их
маховички выведены между
сиденьями и позволяют
регулировать тормозные усилия
и баланс между контурами -
передним и задним. В
зависимости от характера
трассы и задач характеристики
тормозов можно изменять на
противоположные. И даже
использовать их в качестве
стояночного тормоза - накачал
тормозной педалью и закрутил
краник до упора!
Электропроводка
использована вовсе не от «Волги»,
а от TLC, и даже приборный щиток,
вмонтированный в «волговскую»
переднюю панель, также от Land Сruiser.
Управление всеми устройствами
выведено на общую панель
выключателей между пилотом и
штурманом с таким расчетом,
чтобы оба могли, не отстегивая
спортивных ремней
безопасности, дотянуться до
любого из них. А вот механизм
стеклоочистителя - один из
немногих узлов, доставшихся по
наследству от «Волги». Рулевое
управление - также от Land Сruiser.
Что не совсем хорошо, так как,
на мой взгляд, стандартный
рулевой редуктор имеет
слишком большое передаточное
отношение, и в каждом
крутом повороте пилот
вынужден «наматываться» на
руль. В настоящее время уже
заказан специальный
спортивный, более «острый»
рулевой редуктор.
Три
месяца и $20000
Все строительство заняло
три с половиной месяца. При
этом ставилась задача
уложиться в бюджет, равный
постройке «Нивы»
национального класса. В итоге
проект обошелся заказчику, по
его собственному утверждению,
всего в $20 000. При этом львиная
доля ушла на покупку деталей и
оплату услуг Land Сruiser Club, а сами
авторы проекта трудились на
голом энтузиазме, в том числе
штурман Дмитрий Кемаев,
тративший время не на
дискотеки, а на работу
напильником. Машина
принадлежит мотоклубу «Ночные
Волки», первому мотоклубу в
России. Автомобиль прошел в 2005
году несколько гонок. Вначале
в Астрахани, затем в Калмыкии и
Коломне. И везде доезжал до
финиша! Курсовая устойчивость
машины - как у хорошего
крейсера. Ох и мешало же это
мне во время фотосессии! Чтобы
поставить машину боком на
снегу, приходилось
раскачивать ее, делать
огромные замахи, выставляя
боком в поворот - и это
невзирая на нешипованную
резину! Те же самые повороты
без особых усилий проходились
«вкатом», как в кольцевых
гонках. Но для красивой съемки
это не годилось. При этом
подвеска настолько хорошо
глотает неровности трассы, что
их просто не замечаешь. А вот
ускорение могло бы быть более
интенсивным - есть над чем
поколдовать с электроникой,
управляющей двигателем. «Волговский»
стеклоочиститель работает
довольно лениво, но при этом
справляется со своей задачей.
В день испытаний и съемок шел
сильный снегопад, и на трассе
аэродрома в Тушине, где
проводился тест, было очень
скользко. Но, как бы я ни
хулиганил за рулем, автомобиль
мягко демпфировал все мои
действия. И несмотря на то что
на руль приходилось «наматываться»
из-за слишком большого
передаточного числа рулевого
редуктора, и благодаря «растянутой»
колесной базе мне ни разу не
удалось «потерять» машину - «Волга»
все время послушно, хотя и не
слишком торопливо, исполняла
мои приказы....
Префектура
дает добро
Многих интересует, как
обстоят дела с регистрацией
прототипов. В данном случае не
было вообще никаких проблем. В
прошлой жизни эта «Волга»
честно откатала зам. префекта
СЗАО г. Москвы в течение двух
лет. Затем она была с почетом
отправлена на покой. И зам.
префекта лично передал
списанный автомобиль
спортивному клубу! Через НАМИ
внесли изменения в
технический паспорт, эта
машина стала официально
рамной, полноприводной и
дизельной. То есть «Волки»
пошли полностью законным
путем, просто чтобы самим себя
уважать.
«4х4
Клуб» |
|