Импортные покрышки существенно дороже отечественных (иногда в три раза и более). А поскольку для большинства владельцев "русских джипов" цена имеет очень важное значение, мы решили остановить свой выбор на отечественных шинах. Однако, чтобы иметь представление о том, насколько наши шины хуже (или не хуже вовсе?) элитных зарубежных шин, мы включили в программу испытаний японские покрышки Bridgestone Winter Dueler DM-01. А нашу страну в борьбе с этим "зимним дуэлянтом" представляли шины ВлИ-5 и ВлИ-10, а также новые модели И-511 и Кама Азимут 4х4 производства Нижнекамского шинного завода. Размерность всех шин - 175/80 R16. Возможно, некоторые встречали и другие модели отечественных шин размера 175/80 R16. Но мы их не включили в список потому, что эти шины, хоть и имеют "нивовскую" размерность, но для ВАЗ-2121 не подходят. На их боковине есть индекс "С", что означает "шины повышенной грузоподъемности". Такие покрышки устанавливают на Газели или другие автомобили, у которых нагрузка на ось много больше, чем на Ниве. Самые распространенные шины для Нивы - ВлИ-5 - выпускаются уже более 20 лет. Это слишком большой срок, и, конечно, ВлИ-5 давным-давно морально устарели. Но и сегодня, как и двадцать лет назад, с конвейера Волжского автозавода сходят автомобили, укомплектованные этими покрышками. Диагональная конструкция, низкие показатели эксплуатационной скорости и грузоподъемности - все объясняется "преклонным" возрастом. Модель ВлИ-10 тоже не молода, однако это уже шины с дорожным рисунком протектора и радиальной конструкцией. Индекс "M+S" указывает на "всесезонность". Две другие модели шин для Нивы - новые. Они радиальные, имеют довольно агрессивный рисунок, но на боковине покрышек Азимут 4х4 мы не обнаружили индекса M+S. Странно... Зато нашли слово tubeless, что означает "бескамерная". Правда, вскоре выяснилось, что камеры нужны всем без исключения. Шиномонтаж Шины мы монтировали сами. Купили стандартные 16-дюймовые колеса для Нивы, ниппели для бескамерных шин, запаслись балансировочными грузиками. Сначала процесс пошел как по маслу. Шины ВлИ-5, ВлИ-10, И-511 собрали очень быстро. На очереди бескамерные Азимут 4х4. Вставляем в обод ниппель, а он вываливается. Резиновый "грибок" явно не предназначен для установки в это отверстие. "Сосок" камеры толще. Что делать? Звоним специалистам-шинникам. Есть ли специальные ниппели для нивских колес или специальные колеса для бескамерных нивских шин? Нет ни того, ни другого... Единственный выход - использовать камеры, сводя на нет преимущества бескамерных шин. Секунды и метры Первый этап испытаний - измерение разгонной и тормозной динамики на разных покрытиях. Специально для этих испытаний на полигоне была залита ледяная дорожка длиной около 150 метров. Автомобиль на скорости 50 км/ч въезжает на этот "каток", испытатель жмет на тормоз, все колеса блокируются, и Нива отправляется в свободное скольжение, останавливаясь через 100-130 метров. Нередко такое торможение с блокировкой колес оканчивалось разворотом машины, иногда на все 360 град. (Особенно часто это происходило на шинах ВлИ-5.) Такие заезды в зачет не идут. Во время испытаний покрытие постепенно изменяется, и это приводит к тому, что результаты "плывут". Чтобы привести все данные к одному знаменателю, в конце цикла приходится повторить замеры на первом комплекте шин, и с учетом разницы между результатами этого и самого первого заезда проводится коррекция данных, учитывающая изменение состояния покрытия. На том же льду измерялось и время разгона Нивы до 50 км/ч. И вновь на "базовых" шинах замеры повторяются два раза. После обработки данных стало ясно, что в этих номинациях шины Bridgestone не оставили отечественным никаких шансов. Из наших шин ближе всего к лидеру оказались ВлИ-10. Вероятно, здесь сыграла роль большая площадь пятна контакта. Теперь разберемся со сцепными свойствами шин на снегу. По сути, повторяем те же замеры, только сейчас под колесами укатанный снег. Работать проще - автомобиль меньше разворачивает, поэтому почти нет незачетных заездов. И вновь шины Bridgestone оказались лучшими. Хотя на снегу им на пятки наступают отечественные И-511: время разгона до 50 км/ч больше всего на один процент! На снегу очень неважно показали себя шины ВлИ-5. Казалось бы, их мощные грунтозацепы должны вгрызаться в снег, обеспечивая лучшее сцепление. Но не тут-то было: скользят, старушки! Руль - от отбоя до отбоя С точки зрения управляемости на скользких покрытиях, Нива, мягко говоря, не подарок. Экспертам пришлось изрядно помучиться, выполняя зачетные заезды по замкнутой скользкой трассе. С одной стороны, нужно проехать трассу максимально быстро, а с другой - не улететь в сугроб. Ведь так и до опрокидывания недалеко. Заезды проходили на извилистой трассе, проложенной по льду замерзшего озера. С каждым комплектом шин эксперт проезжает семь или восемь кругов с максимально возможной скоростью. Результатом испытаний становится не только время прохождения трассы, но и субъективная оценка надежности управления автомобилем. Бывает, что время прохождения трассы на разных шинах одинаково, но физические затраты водителя сильно отличаются. У нас, например, получилось, что на ВлИ-10 можно показать лучшее время, чем на ВлИ-5. Но это требует очень высокой концентрации внимания и больших физических усилий. В результате экспертная оценка шин ВлИ-10 ниже. А быстрее и надежнее Нива едет на шинах Bridgestone. На втором месте - И-511. Проиграв японским шинам по времени прохождения круга, шины И-511 продемонстрировали очень высокую надежность управления. На снежной трассе приоритеты изменились, хотя как первое, так и последнее место сохранили за собой те же модели: Bridgestone Winter Dueler DM-01 и Кама Азимут 4х4. А на второе место по времени прохождения круга вырвались старенькие ВлИ-5. Пожалуй, это лучший результат, достигнутый "пятыми" шинами в наших испытаниях. Очень долго бились эксперты с шинами Азимут 4х4. Первые два заезда - незачет. Машину очень сложно вести в затяжных поворотах из-за непрогнозируемой и некорректируемой потери курсовой устойчивости. В результате - частые развороты на 180 градусов. И лишь выполнив в два раза больше, чем на других шинах, заездов, удалось достичь более-менее стабильного результата, который и обеспечил этим шинам твердое последнее место. В горы! Раз уж речь идет об испытаниях шин для Нивы, то без оценки проходимости нам никак не обойтись. А что это значит зимой? Конечно же, возможность двигаться по глубокому снегу. Снежную целину глубиной 20 сантиметров ВАЗ-2121 преодолевает играючи на любых шинах. Но мы усложним задачу: по такой целине на Ниве нужно забраться на десятипроцентный подъем. Причем с остановками. Сначала попробовали делать это на первой передаче. Автомобиль полз вверх, но вскоре появился запах горящего сцепления. Стоп. Рычаг селектора переводим в положение "пониженная передача". Так-то лучше. И снова шины Bridgestone на недосягаемой высоте: очень уверенное троганье на заснеженном подъеме, пробуксовка минимальна, и при этом Нива неплохо управляется. А если попадает в колею, то без труда может ее покинуть. Из отечественных шин лучший результат в конкурсе по проходимости показали И-511. Почти такое же уверенное троганье и продвижение по глубокому снегу, как на шинах Bridgestone. Правда, на "пятьсот одиннадцатой" Нива чуть хуже слушается руля. Сюрпризом стало то, что в глубоком снегу спасовали шины ВлИ-5. А вот ВлИ-10 с их скромным рисунком протектора справлялись со снежным подъемом гораздо увереннее. На них автомобиль и буксует меньше, и управляется лучше. Причем как на целине, так и в колее. Но утверждать, что ВлИ-5 в целом хуже по проходимости, чем ВлИ-10, мы не беремся. Вероятно, на песке или в грязи победа останется за "пятеркой". Но это уже тема летних испытаний. * * * Итак, бесспорным (и, отчасти, "внезачетным") победителем зимнего теста шин для Нивы стали покрышки Bridgestone Winter Dueler DM-01. Честно говоря, на другой результат мы и не рассчитывали. Ведь японские шины почти в три раза дороже любых отечественных, предназначенных для Нивы. Не многим они по карману. А среди отечественных покрышек для Нивы победу в зимних условиях одержали шины И-511. Третье место в абсолютном зачете и второе - в национальном завоевали шины ВлИ-10. Затем - ВлИ-5. А на последнем месте твердо стоят шины Кама Азимут 4х4. |