Колесные диски OZ Racing Празднование 35-летнего юбилея итальянской фирмы было обставлено с помпой. Поздравительные речи приглашенных автогонщиков во главе с легендарным раллистом Мики Биазоном, «эскорт» из девушек с модельной внешностью... Сплав автоспорта и красоты. Собственно, это и есть главные слагаемые успеха колес OZ, топ-моделей своего рода. Фирма OZ появилась на свет благодаря автоспорту - свои первые легкосплавные колеса механик Сильвано Оселладоре и гонщик-любитель Пьетро Зен отлили в 1971 году для легендарного автомобильчика Mini Cooper, который в те годы блистал на раллийных трассах. Над названием колес долго не думали - состыковали первые буквы собственных фамилий. Кстати, сами итальянцы произносят OZ как «о-зи». Однако фирма OZ S.p.A. была зарегистрирована лишь семь лет спустя, когда энтузиазм компаньонов привлек 210 миллионов лир инвестиций. На эти средства Оселладоре и Зен открыли небольшой колесный заводик близ Падуи. Бизнес развивался стремительно. В 1982 году фирма OZ стала эксклюзивным поставщиком компании Lamborghini. Двумя годами позже, с образованием подразделения OZ Racing, итальянцы начали поставлять колеса для Формулы-1. Затем - для мирового чемпионата по ралли, для гонок спортпрототипов... Спорт и суперкары - вот два кита, на которых держится имидж фирмы OZ. Например, сегодня колеса OZ украшают тысячесильного монстра Bugatti Veyron. Правда, в так называемой первичной, конвейерной, комплектации итальянская марка не слишком сильна (помимо Bugatti, колеса OZ сегодня покупают лишь Toyota, Renault и Fiat). Сказывается сильнейшая конкуренция, прежде всего с немецкой фирмой BBS, на которой мы побывали четыре года назад. Например, совсем недавно немцы «перехватили» у итальянцев раллийную команду Subaru - отныне Impreza WRC красуется перед объективами фото- и видеокамер на колесах BBS. Но, по словам итальянцев, на вторичном рынке популярность колес OZ намного выше - из-за более привлекательного и разнообразного дизайна. Если немцы из фирмы BBS заказывают дизайн сторонним специалистам, то у итальянцев есть собственный Центр стиля, открытый в 1994 году. Правда, на поверку центр оказался небольшой комнаткой на пару рабочих мест. На стенах - рисунки колес футуристичного дизайна с пометкой Confidential. Секретно! Ведь стоит лишь раз «засветить» новый рисунок спиц OZ, как его тут же скопируют в Китае, на Тайване или в Турции. Но... - Смотри, эта модель появится на свет через пару месяцев. Хочешь сфотографировать? Откуда такая беспечность у дизайнера Филиппе? Может быть, потому, что я - из России, а не из Китая? Филиппе оказался моим ровесником, и мы быстро нашли общий язык. Оказывается, в штате фирмы OZ - всего два стилиста, Филиппе и его коллега. Но время от времени им помогают студенты Туринского института дизайна и учебного центра Espera, которым руководит небезызвестный Франко Сбарро. Сам Филиппе окончил дизайнерскую школу в Венеции и вернулся на OZ после преддипломной практики. - Ежегодно мы выпускаем около 45 новых моделей, - рассказывает Филиппе. - На создание каждой уходит два-три месяца. Первые наброски всегда делаем от руки, затем переносим эскиз в компьютер и строим трехмерную модель. На этом наша работа закончена: дальше за дело принимаются «технари». Прочностные расчеты, подготовка производственной оснастки... Само производство, кстати, не впечатлило. Огромные цеха, штабеля алюминиевых слитков - все очень похоже на уральский завод ВСМПО. Но если на Урале куют колеса (или изотермически штампуют, как говорят технологи), то в Падуе мощнейшими прессами и не пахнет - тут занимаются только отливкой колес. Для этого используется оборудование попроще. Поэтому и объемы производства здесь несравнимо больше - около полумиллиона колес в год. Итальянцы применяют две основные технологии - литье под давлением и так называемое гравитационное литье, когда разогретый до 700°С алюминиевый сплав растекается по стальным формам под действием силы тяжести. Первый способ - для колес больших диаметров (основная размерность - 17 дюймов). А второй - соответственно, для более компактных моделей. А как же кованые сверхлегкие колеса OZ из магниевого сплава, выпуск которых итальянцы освоили более двадцати лет назад, в 1984 году, для «формульного» болида команды Euroracing Alfa Romeo. Где делают поковки - ведь у OZ нет собственных прессов? Мне не раз доводилось слышать, что заготовки для самых высокотехнологичных колес OZ делают в России. Но Клаудио Бернони, нынешний глава фирмы и основатель подразделения OZ Racing, с негодованием отмел «обвинение»: - Россия? Нет, вы ошибаетесь. Колеса OZ куются в Италии! Конечно же, Бернони не может не знать о сотрудничестве с предприятиями российской «оборонки». Тем более что в России (на одном из уральских заводов) выпускаются самые ответственные поковки - для суперкара Bugatti Veyron и болидов Формулы-1. А в прошлом итальянцы заказывали кованые ступицы составных колес в Ступинской металлургической компании. Но последняя посчитала, что делать заготовки для фирмы OZ стало невыгодно - мол, их пытались покупать слишком дешево. Итальянцы, в свою очередь, обвиняли россиян в срывах сроков поставок, низком качестве поковок, но... Недавно прислали заявку на очередную партию ступиц! А пока фирма OZ пользуется услугами других поставщиков: по нашей информации, они нашлись в Германии и Америке. Это обычная практика: например, кованые магниевые ступицы для «формульных» колес BBS везут на немецкие заводы из Японии. Впрочем, рядового покупателя все это мало волнует. Ведь для него главное - престиж и качество, а с этим у колес OZ полный порядок. В поиске дефектов контролеры просвечивают колеса рентгеном, «прослушивают» ультразвуком, облучают ультрафиолетом. А одно из самых жестких испытаний - это марафонский «заезд» колеса на биаксиальном стенде, который имитирует движение по реальной дороге (с поворотами и подъемами) при полной нагрузке на протяжении 300 тысяч километров. Ну а что касается престижа... О такой славе, как у колес OZ, только мечтают Ronal, Borbet или Alutec. Ведь это не они начали делать колеса для автоспорта более тридцати лет назад. А двое итальянцев - механик Сильвано Оселладоре и гонщик Пьетро Зен. Составное колесо: литой обод и кованая ступица
| Магниевые колеса с углепластиковыми «воздухозаборниками» для охлаждения тормозов использовались в мировом раллийном чемпионате в 1991-1992 годах
| Первым клиентом фирмы OZ в Формуле-1 была команда Euroracing Alfa Romeo (1984 год). 12-дюймовые пятикилограммовые колеса для ее болидов изготовлялись из магния (красная часть) и алюминия (желтая часть)
|
«Авторевю» |