Путешествие по Пермскому краю на VW Tiguan Не верьте, что Урал где-то далеко! «Роза дорог VW» с легкостью протянула к нему свой «лепесток»… Традиционно считается, что формат уик-эндовой поездки предполагает два-три дня и радиус до тысячи километров. А если присовокупить к законным выходным еще пару праздничных дней, отгулы или остаток от отпуска? Это ж в настоящую мини-экспедицию можно отправиться! И идеальным транспортом для нее может выступить современный кроссовер. Комфортный, маневренный и скоростной! Как, например, VW Tiguan, на котором мы с начала года каждый месяц путешествуем. Раздвигая горизонты До Перми из Москвы можно добраться двумя, примерно равными по километражу (порядка 1500 км) путями: продолжая движение от Нижнего Новгорода через Казань или уйдя от него севернее через Киров. Мы выбрали второй вариант из-за меньшей загруженности трассы фурами и отсутствия засад гаишников. Даже несмотря на несколько разбитых участков, дорожное покрытие оказалось вполне по колесам нашему «коню». Встретившиеся рытвины и ухабы энергоемкая подвеска Tiguan проглатывала, не снижая скорости и комфортности движения. А длинный летний световой день и то, что Пермский край находится немногим южнее широты Питера (то есть летом ночи тоже почти белые), позволило двигаться со сменой водителей практически безостановочно. Секретная царь-пушка Знакомство с Пермским краем началось в его столице с посещения краеведческого музея (ул. Орджоникидзе, 11). Считается, что начало Перми положили Егошихинский медеплавильный завод и поселок при нем, построенные на берегу Камы в 1723 году под руководством сподвижника Петра I, горного инженера и географа В. Н. Татищева. В 1780 году по указу Екатерины II город получил статус губернского. Заглянули мы и в музей Мотовилихинского завода (ул. 1905 года, 20), возле которого установлена царь-пушка. Не московская, из которой ни разу не стреляли, а настоящая, уральская. Изготовили ее здесь в 1868 году, когда Россия была под угрозой немецкого блицкрига. Вот пермские металлурги и отлили из 4000-пудового слитка орудие, предназначавшееся для обороны Петербурга с моря. Калибр его составлял 20 дюймов, вес ядра - 459 кг, а вес ствола - 40 тонн! Пороховой заряд был равен 53 кг! Во время испытаний было произведено 300 успешных выстрелов. Кремлевская царь-пушка (ее еще называли «московским дробовичком») годилась только для стрельбы картечью, уральская же была больше, стреляла ядрами и дальше. Но… она так и осталась на родине - в Златоусте разработали орудие легче и удобнее, с зарядкой через казенную часть. 120 лет царь-пушка скрывалась под колпаком секретности и лишь в 1989 году была выставлена на всеобщее обозрение. И до сих пор на ней нет следов коррозии! Колеся по Перми, мы, конечно же, не преминули сфотографироваться с «солеными ушами» (Комсомольский проспект, 27). В XVIII веке одним из основных промыслов в Пермском крае был соляной, с центрами в Соликамске и Усолье. Грузчики таскали «белое золото» в мешках на спине, отчего их уши всегда были соленые. Отсюда и пошла поговорка «Пермяк - соленые уши». Кстати, среди самых известных пермяков писатели П. П. Бажов и Д. Н. Мамин-Сибиряк, художник П. П. Верещагин, меценат С. П. Дягилев, изобретатели радио А. С. Попов и сварки Н. Г. Славянов. Люди, которые прославили Россию. Вот вам и «соленые уши»... Белая гора В 100 километрах от Перми на живописных отрогах Уральских гор в 1890 году был основан Белогорский Свято-Николаевский монастырь (N57 23,557 E56 13,929). Еще с XVIII века в этих глухих тогда местах в кельях и скитах скрывались беглые с заводов и преследуемые властью старообрядцы. Собственно, у монастыря и были миссионерские функции - стать оплотом православия в его официальной форме. И уже в то время за обителью закрепилось второе имя - Уральский Афон, появившееся благодаря красоте и величию Белой горы. В центре комплекса находится Крестовоздвиженский собор, выстроенный в начале прошлого века в русско-византийском стиле. Как и по всей стране, в годы революции и гражданской войны белогорские священнослужители были репрессированы, а в монастыре сначала был лагерь для переселенцев, затем в Великую Отечественную госпиталь и впоследствии дом инвалидов. Сегодня здесь еще ведутся реставрационные работы, но золотые купола храма уже видны за много километров. А асфальтировали дорогу на гору совсем недавно. Рассказывают, что еще несколько лет назад полноприводный автомобиль с трудом въезжал на нее на первой передаче. Представляете, какими потом и кровью все это была построено! И, конечно, поразили соседние с монастырем деревни - опрятные добротные дома с крепкими крестьянскими хозяйствами. Видимо, до сих пор сказываются старообрядческие корни и привитое веками трудолюбие. Пуп Земли Час пути (80 км), и мы уже в старинном купеческом городе Прикамья - Кунгуре. Его название пошло от речки Кунгурки (в переводе с татарского «темная»), на которой в 1648 году было основано первое поселение. Вскоре, в 1662 году, воинствующие башкиры его уничтожили. А еще через год город возродился у слияния Ирени и Сылвы. Интересный факт: в 1790 году по пути в Сибирь на пожизненную ссылку в Кунгуре останавливался Александр Радищев. Как известно, его опальная книга «Путешествие из Петербурга в Москву» была сожжена. Каково же было удивление писателя, когда в библиотеке принимавшего его кунгурского городничего он обнаружил ее рукописный вариант! Гордость кунгуряков (именно так называются жители Кунгура) гостиный двор второй половины XIX века. Ныне такие здания остались только в Суздале, Костроме и Санкт-Петербурге. В XIX веке Кунгур был чайной столицей России - две трети всех чайных домов Москвы, Санкт-Петербурга и Одессы содержали кунгурские купцы. Благодаря тихой провинциальности и купеческой зажиточности здесь в советские времена не раз снимали исторические фильмы: «Один и без оружия», «Тени исчезают в полдень», «Демидовы», «Приваловские миллионы» и другие. Однако тишь да гладь тут были не всегда. В 1774 году, во время Пугачевского бунта, восставшие осадили город, но все их пять штурмовых атак были отбиты. В память об этом событии через сто лет на Соборной площади была возведена мраморная стела с надписью «Благодарные потомки - храбрым предкам». Правда, после революции площадь переименовали в Пугачевскую, двуглавого орла заменили на звезду, а текст исправили. Лишь два десятка лет назад все встало с головы на ноги и справедливость восторжествовала. Кунгуряки любят свой город и даже установили в 2007 году на набережной Сылвы необычный монумент «Пуп Земли». А на вопрос, не слишком ли много они на себя взяли, глава города ответил: «А почему бы и нет? Кто знает, где на круглой Земле должен находиться пуп?» Действительно, почему бы и нет... Ледяная красавица А еще Кунгур называют «городом на решете». В далекие времена заметили, что многие ручьи и даже речки в этих местах бесследно исчезают под землю. Как в решето уходят! Да и земля эта вся изрыта воронками, провалами и оврагами. Ответ оказался прост - выяснилось, что вся каменная толща под Кунгуром и окрестностями изъедена карстовыми пустотами, пещерками и пещерами. Всего на Урале их насчитывается более двух тысяч. Но одна из них стала визитной карточкой всего региона и даже часто именуется «восьмым чудом света». Речь идет о знаменитой кунгурской Ледяной пещере (N57 26,352 E57 00,518), входящей в десяток самых выдающихся пещер мира. Длина ее ходов составляет 5600 метров, а объем - более 100 тысяч кубических метров. В ней более 20 гротов и 60 озер, площадь одного из них (Большого) - 1300 квадратных метров, многолетние льды встречаются до 250 метров от входа. Упоминалась она еще 400 лет назад в легенде о Ермаке (якобы он там спрятал клад), а первый план пещеры был составлен в 1703 году. О ее возрасте ученые пока спорят: одни оценивают время формирования в 12-13 тысяч лет, другие говорят о сотне тысяч и более. Побывав в спелеологической юности во многих «диких» пещерах, я всегда с некоторым снисхождением относился к «окультуренным дырам», посещая их в Крыму, Абхазии, Закарпатье. Однако увиденное приятно обрадовало - за более чем 90 лет планового туризма пещера до сих пор не превратилась в балаган типа «комнаты ужасов». Искусственные доработки минимальны и направлены на повышение безопасности посетителей (тропа, поручни, сеточный навес от камней) или делают акцент на самом интересном с помощью подсветки. Здесь расположен стационар Горного института, ведется научная работа. Словом, полтора часа интересной экскурсии и полтора километра тропы по залам и гротам пролетели незаметно. Не зря же за год Ледяную осматривают не менее 80 тысяч человек. Поезжайте, сами убедитесь! Карусели, гуси, лыжи Переночевав в Кунгуре (ул. 9 Января, 124, небольшой частный отель «Апекс»), утром движемся на север до Чусового (120 км). Здесь делаем короткую остановку на посещение этнографической деревни (N58 18,721 E57 51,566). В принципе ничего сверхъестественного, но занятно! С разных уголков края в одно место свезли типичные образцы старинных домов, церквей, мельницу, даже уникальную пожарную каланчу и детскую карусель из недавнего прошлого. Деревенская обстановка воссоздана просто и с душой. Возле гончарной мастерской висят на заборе только что изготовленные горшки, по улицам ходят гуси, даже ульи «рабочие». Тихо и мирно вокруг. А по соседству находится тренировочная база олимпийского резерва по горнолыжному спорту. Представляю, какие зимой на окружающих склонах кипят страсти! Каменный город Еще 60 километров к северу - и мы приближаемся к кульминации поездки. В районе поселка Шумихинский сворачиваем с асфальта и уходим по грунтовке в лес и вверх. Дорога иногда идет ступеньками из камней, так что подниматься приходится осторожно. А по мере углубления в лес лужи становятся все глубже. Интересно, если сядем, скоро ли через эту чащу кто-нибудь проедет и поможет? Или самим придется бежать за трактором? Но опасения были излишни. Во-первых, Tiguan, как всегда, не подвел - и лужи форсировал, и по камням прополз внатяг. Дизель - это все-таки вещь! А во-вторых, когда оказались на месте, обнаружили в «самой чаще» десяток джипов разной степени подготовленности. Поодаль стояли палатки, а где-то в лесу раздавались голоса. Спешились и, вооружившись фотокамерами, отправились в их сторону. Лес был мокрый после дождя и довольно частый, поэтому смотрели в основном под ноги, чтобы не зацепиться за корень и не поскользнуться. А когда подняли глаза вверх - обомлели! Как в приключенческом фильме о поисках сокровищ майя или ацтеков в дремучих джунглях, сверху на нас смотрели причудливые гигантские изваяния. Огромная черепаха и еще какой-то инопланетный гриб. Мы неожиданно оказались в удивительном каменном городе (N58 43,401 E57 38,153) с огромными «домами» и узенькими «улочками» между ними. Даже не верится, что все это сотворила мать-природа! Хотя физика процесса понятна. Вода, ветер и время поработали на славу. Именно по их воле возникли в податливых известняках эти удивительные фигуры выветривания и останцы. А на одном из них скалолазы устроили свою тренировку, вот чьи голоса мы слышали из-за леса. И все-таки… это наверняка Сказочный город, так и хочется присочинить «правдивую историю» про маленького озорного йети с солеными ушами, живущего тут и ворующего у туристов пряники... На стрелке Возвращаясь в Пермь и замыкая кольцо, заехали на мыс Стрелка (N58 09,932 E56 20,949), где сходятся прекрасные реки Кама и Чусовая. Сам мыс плотно застроен дачными участками, но его 200-метровая оконечность оставлена как природная достопримечательность в естественном состоянии. Возможно, когда-то на этом обрывистом берегу стоял Ермак. Не мог не стоять. Место-то какое! Лучшего для завершения похода и не найдешь! Бортовой журнал VW Tiguan Двигатель 2.0 TD, АКПП6, исполнение Track & Field. Экипаж 3 человека, нагрузка около 290 килограммов. Суммарный пробег поездки 3750 километров (из них 3000 по трассе). Средний расход топлива 8.2 литра на 100 км. Несколько повышенный расход по сравнению с предыдущими путешествиями, видимо, вызван длительным движением по свободным трассам на высоких скоростях (средняя скорость на всю дистанцию составила 79.6 км/ч, а максимальная - 153 км/ч). Как обычно, выше всяких похвал устойчивость, управляемость и плавность хода, позволявшая сменному водителю полноценно отдыхать. Поломок или каких-либо сбоев в работе агрегатов не отмечено. Путешественнику на заметку Как уже было отмечено, добраться до Перми можно через Киров или Казань, выбор за вами. «Верхняя» дорога отличается меньшей загруженностью, но часто идет через леса (иногда с болотами), вдали от развитой инфраструктуры. На южной трассе гораздо больше кафе и мотелей, зато и трафик активнее. В Перми и Кунгуре гостиниц достаточно. Правда, оказалось, довольно сложно найти свободные места в недорогих и приличных отелях, поэтому желательно бронировать места или хотя бы поинтересоваться о наплыве посетителей заранее. Некоторые адреса: «Урал», 420 мест, Пермь, ул. Ленина, 58, (3422) 90-62-20; «Сталагмит», туркомплекс на берегу р. Сылва, 249 мест, Кунгур, с. Филипповка, (34271) 6-26-02. Также, планируя поездку, учитывайте, что, пересекая границу Пермского края, теряешь сразу два часа. На режиме движения это скорее всего не скажется - солнце не обманешь, - а вот неожиданно оказаться из-за непереведенных стрелок у закрытых дверей музея вполне возможно. Впрочем, большинство современных GPS-навигаторов сами учитывают смену часовых поясов. И еще информация легким на подъем: в дни, когда этот номер выходит из печати, с 26 июня по 3 июля, в Кунгуре состоится IX Международный фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала – 2010», в котором примут участие ведущие российские и зарубежные пилоты воздушных шаров (www.kungur-adm.ru). Отличный повод посетить Прикамье и увидеть его красоты сверху, так что торопитесь! Ну а если не успеете, не расстраивайтесь, ведь осенью в Кунгуре пройдет этап чемпионата России по джип-триалу - зрелище гарантировано! «4x4 Club» |