Путешествие по Владимирской области на Subaru Forester Упоминание села Муромцево, расположенного в самом центре Владимирской области, встретишь далеко не в каждом путеводителе по Малому Золотому кольцу России. В Муромцеве нет звездных отелей, нет стилизованных под старину ресторанов и развалов с матрешками, так что автобусы с иностранными туристами проходят стороной. А ведь в этом старинном селе - одна из уникальных достопримечательностей Владимирской земли: фамильное имение лесопромышленника Владимира Семеновича Храповицкого. В бывшую усадьбу предводителя губернского дворянства, кавалера почетных орденов и знаменитого на всю Европу русского лесника мы отправились на Леснике японском - автомобиле Subaru Forester (Лесник), недавно приобретенном для длительных ресурсных испытаний. На графских развалинах - Давай так. Сначала ты расскажешь про Forester, а потом я тебе про то место, куда мы едем. Кстати, цвет ты выбрал правильный. Настоящий лесник должен быть зеленым! Мой приятель Николай наделен удивительной способностью отыскивать интересные места на изъезженных туристских маршрутах, а еще он готов часами слушать рассказы об автомобилях. Правильный цвет? Ха-ха! Когда мы позвонили официальному дистрибьютору Subaru и попросили выставить счет на оплату, речь шла не о цвете и обивке, а о четырехмесячном ожидании, причем на условиях частичной предоплаты - в начале 2006 года очереди на Forester были едва ли не такими же, как за «бюджетными» бестселлерами российской сборки! И это при том, что самый простой Лесник с двухлитровым атмосферным двигателем мощностью 156 л.с. и механической коробкой передач (мы купили именно такую машину) стоит $32700 - как прилично «упакованный» седан бизнес-класса! Очень удивила комплектация. Лично я вместо ненужного (особенно в тандеме с «механикой») круиз-контроля предпочел бы датчик дождя или хотя бы регулируемую длительность паузы передних стеклоочистителей - на Форестере нет ни того, ни другого. Дисплей не показывает ни мгновенного, ни среднего расхода топлива - только температуру за бортом. Вместо металлической защиты силового агрегата стоит хлипкий пластиковый кожух. В задних дверях нет карманов, а сетка для книг, журналов и дорожных атласов пришита только к спинке пассажирского сиденья - за водительским креслом такого кармашка нет. Режим Auto предусмотрен лишь для водительского стеклоподъемника, регулировка яркости подсветки комбинации приборов отсутствует. Странная экономия… Но это ерунда! Потому что я давным-давно мечтал именно о таком автомобиле! С постоянным полным приводом и дифференциальной связью между осями: что бы там ни говорили о быстродействии современной электроники и надежности альтернативных конструкций, я убежден, что Full Time 4WD - лучший вариант. И Forester - последний из могикан. Дорожный просвет - 205 мм. Свесы кузова небольшие. Есть и демультипликатор, задействовать который можно на любой скорости, выжав сцепление. Все это позволяет ездить там, куда не заберешься на обычном легковом автомобиле. Но главное, что во всем остальном Subaru Forester - это обыкновенный легковой универсал, который понятно управляется на любых скоростях и радует комфортной подвеской с хорошим запасом энергоемкости. Привыкать пришлось лишь к непривычной характеристике двухлитрового двигателя: при интенсивных разгонах и в «рваном» городском ритме желаемое ускорение получаешь только при активной раскрутке мотора. Из Москвы до поворота на Нижний Новгород по новой объездной дороге вокруг Владимира Forester домчал нас за два с половиной часа. Включаем GPS-приемник, уходим направо - и тут же попадаем в тиски из груженых фур. Обгонять здесь опасно, так что ползти в тихоходном караване пришлось вплоть до указателя на Муром. Здесь еще раз направо - и по залатанному «ямочным» способом шоссе в сторону городка Судогда. Тех, кто решит повторить наш маршрут, предупреждаем: поведение местных водителей - загадка даже для психиатров со стажем. На наших глазах в кювет с березовым молодняком «убралась» красная «четверка». Водитель и пассажирка, слава богу, остались целы. Нашелся трос, помощники, а Форестеру очень пригодилась понижающая передача. Жаль, что взаимовыручка обернулась для нашей машины пробитым бампером: сорвавшийся металлический крюк китайского «галстука» вошел в него как заточенная стрела. Хорошо, что не в стекло. Ровно через километр после моста через речку Судогда сворачиваем направо, сбрасываем ход и, стиснув зубы, едем по покрытию, хаотичные провалы которого сгодились бы для сверхскоростных ресурсных испытаний ходовой части. Ужас. Последний поворот, двести метров по узкой аллее и… Готов поспорить, что ничего похожего на дворец в селе Муромцево вы не увидите ни в одном из российских городов. Замок, настоящий средневековый замок! Как утверждают местные летописцы, лесные угодья и землю в селе Муромцево отставной полковник Владимир Храповицкий получил в наследство от своего отца и, оценив доходный потенциал свалившегося богатства, решил стать лесопромышленником. А через несколько лет акционерное общество «Лесные склады Храповицкого» стало приносить по 200 тыс. рублей ежегодно. Значительную часть денег граф тратил на развитие родового села, построив пять заводов (в имении был налажен выпуск кирпича, спирта, дегтя, скипидара, канифоли и молока), птицеферму, проложил железную дорогу и, дабы утереть нос заграничным друзьям, за пять лет (1884-1889 гг.) построил здесь готический замок - по проекту дворца столичного архитектора Петра Бойцова. Впоследствии имение разрослось до 72-х зданий, причем выполненные по последнему слову техники коммуникации и впрямь вызывали зависть у гостей. Шутка ли, центральное здание и парковые дорожки в усадьбе освещались электричеством, в доме были канализация и водопровод, имелся телефон и даже собственный телеграф! Предводитель губернского дворянства и кавалер почетных орденов Храповицкий слыл талантливым организатором, рачительным хозяином и примером в отношении к крестьянам. В своем имении он построил амбулаторию, больницу, а на праздники неизменно раздавал жителям Муромцева подарки. А в 1917 году... Опасаясь разграбления, Владимир Храповицкий произвел полную опись своего имущества и добровольно передал его новой власти. А сам вместе с супругой уехал во Францию, где через десять лет умер в нищете. Говорят, оставшаяся без средств к существованию престарелая вдова графа послала жителям Муромцева письменную просьбу переслать ей немного денег, но получила жесткий отказ. Дескать, вы и так погрели руки на нашем труде, а бывшие крестьяне теперь сами могут управлять государством и строить свою жизнь. Но ни строить, ни сохранять уже построенное в Муромцеве так и не научились. Все разграблено и разорено. От сорока двух гектаров парков и садов осталось восемь. На руинах конного двора - свалка бытового мусора, а готический замок, в помещениях которого до 1979 года располагался Лесотехнический техникум, напоминает покосившиеся декорации к спектаклю заезжего театра. Мертвый дом? В ответ на шум подъехавшей машины из пустых глазниц графского замка выглянула стая местных мальчишек, под озорными взглядами которых мы почувствовали себя живыми мишенями. Сейчас или огрызком в лоб, или из рогатки по лобовому стеклу... - Дяденьки, хотите, мы вам замок покажем? Отплевываясь от пыли, спотыкаясь на полуразвалившихся лестницах и едва пролезая под старыми кирпичными сводами, мы провели в графских развалинах, пожалуй, самую необычную экскурсию. Откуда двенадцатилетние пацаны нахватались знаний о жизни бывшего владельца готического замка? Наверняка привирают. Но ориентируются как у себя дома и влет отвечают на любой вопрос. - А вот эти трубы наверняка уже в советское время проложили? - Да нет же! У Храповицкого свое отопление было. Пойдемте, мы вам бойлер покажем! Спрятанный под кровлей одной из башенок отопительный котел мы осматривали, стоя на качающемся перекрытии третьего этажа и стараясь не смотреть вниз. Жуть! А наши экскурсоводы скакали как белки, ловко цепляясь за выступы в кирпичной кладке и посмеиваясь над нашей неуклюжестью. Эх, парни, нам бы ваши годы! Каминный зал. Встав на четвереньки, мальчишки шустро разгребают руками строительный мусор, под которым проглядывают остатки изразцов. Надо же, не все еще растащили! - Видите след на стене? Вон там, выше! Это отпечаток фамильного герба Храповицких. Белая лилия, символ чистоты и непорочности! А мальчишки продолжают с азартом отрабатывать обещанный гонорар: - Хотите в подвал спустимся? Там на коленках можно проползти! Ну уж нет, на сегодня впечатлений хватит. Не ровен час завалит кирпичом или дряхлая балка под ногами рухнет. Так что, если окажетесь на графских развалинах в Муромцеве и попадете в лапы малолетних экскурсоводов, не забывайте о технике безопасности: руины замка коварны. Интересно? Тогда спешите: говорят, у замка графа Храповицкого уже появился новый хозяин. Имя столичного инвестора, готового вложить деньги в восстановление дворца, пока держится в секрете. За стеклом Вы еще не забыли времена, когда чуть ли не каждый советский человек мечтал иметь дома цветной телевизор, люстру «Каскад» и чешскую стенку, набитую хрусталем? Если захотите освежить воспоминания, то на обратном пути от графских развалин заскочите в Гусь-Хрустальный - на родину старейшего российского предприятия по производству художественного стекла. В городке на берегу речки Гусь культом местных художественных промыслов пропитано все. Здесь есть Музей хрусталя, рынок хрусталя и чуть ли не на каждом углу магазинчики с профильной продукцией. Центральное кафе города, естественно, называется Хрустальное, крупнейший туркомплекс - Хрустальный... Заблудиться в Хрусталеграде сложно. Подъезжайте к первому перекрестку со светофором и решайте, что хотите посмотреть. Направо - музей (рекомендуем, красотища!), налево - рынок. Если выберете шопинг (рынок хрусталя работает с шести утра до полудня), будьте бдительны: местные продавцы за километр видят гостей из столицы и могут так убедительно «надуть в уши», что купите все и сразу! Мол, уникальная обработка, лазерное напыление, последний экземпляр из экспортной партии, авторская работа... Попав под гипноз и облегчив бумажники на полторы тысячи рублей, мы с Николаем стали обладателями трех наборов стеклянной посуды, с которыми до сих пор не знаем, что делать. Зато можем дать совет. При въезде в город остановитесь у импровизированного развальчика с художественным стеклом и, прежде чем лезть в пасть акулам хрустального бизнеса, изучите ассортимент и цены. У нас сложилось впечатление, что здесь немного дешевле и честнее. Золотое кольцо - золотые цены? Общепит на Золотом кольце - тема особая. После посещения нескольких довольно дорогих заведений в окрестностях Владимира нам стало ясно, что, желая заработать на «муляжах святой Руси», владельцы стилизованных ресторанов совсем не занимаются обучением персонала - при полупустом зале заказа приходилось ждать больше часа! Просьба принести кофе-эспрессо и молочник с подогретыми сливками обернулась двадцатиминутным консилиумом на кухне, по окончании которого нам объявили, что кофе есть только растворимый, а сливки подогревать нельзя, потому что они свернутся. О тростниковом сахаре мы решили не спрашивать. Но и без него за скромный обед на двоих приходилось в подобных заведениях выкладывать по 700-1000 рублей. Словом, если не гоняетесь за старо-новорусской экзотикой, а хотите просто пообедать, останавливайтесь в более скромных местах - некоторые из них, проверенные на собственных желудках, мы отметили на нашем виртуальном маршруте. Это относится и к ночлегу. Гостиничный комплекс Русская деревня, который мы обнаружили с помощью Интернета, расположен рядом с трассой на въезде во Владимир. Чистое, уютное, тихое место. Вежливый персонал, охрана. Стоянка машин на охраняемой территории бесплатная. Расчетный час - 12.00, но если «деревня» заселена не полностью, жить можно полные сутки, считая от фактического времени заселения. В двухместном номере с балконом есть телефон, телевизор, холодильник, а на полочках в ванной комнате разложены тапочки и запечатанные наборы с предметами личной гигиены. Но 1800 рублей в сутки за двоих без завтрака - все равно дороговато, особенно если с собой на отдых вы решите взять детей. Любителям путешествий большой компанией рекомендуем не привязываться к крупным городам, а искать ночлег в небольших частных гостиницах, которые растут вокруг городов Золотого кольца как грибы после дождя. Ради интереса мы заглянули в местечко Синяя Осока на трассе Владимир-Иваново, неподалеку от Рубского озера. Четырехместный номер в коттедже стоит 2000 рублей в сутки. Двухэтажный четырехместный домик со всеми удобствами - 3000 рублей. И поверьте, природа вокруг не менее красива, чем вид на золоченые купола из окна городского отеля. Для тех, кто предпочитает дикий отдых, наш экипаж разведал место для палаточного лагеря на берегу озера рядом с деревней Алферово. Оно равноудалено от конечных точек нашего маршрута, так что холостые пробеги будут минимальными. И последний совет. Планируя поездку, не пытайтесь объять необъятное. Ведь выходные дни надо проводить не только за рулем. Маршрут, о котором мы рассказали, рассчитан на два дня (суммарный пробег для москвичей составит 500-700 км). Выезжайте рано утром в субботу, заранее забронировав через Интернет места в подходящей гостинице или мотеле. Это будет в среднем на 15% дороже, зато надежнее. «Авторевю» |