Путешествие по Южной Африке на Land Rover Discovery Ну, вы знаете таких людей. Если они в чем-то уверены, с ними лучше не спорить. Серега - такой. Когда он начинает свои разговоры о том, что самый-самый на свете внедорожный внедорожник - это «Лэндровер» и только «Лэндровер», я предпочитаю отмалчиваться. Но как-то раз он завелся не на шутку: «Ты, это ты, а не я первым должен всем рассказать, кто есть кто среди внедорожников и какой из них - лучший!» Я пытался возражать: «Но на чемпионате мира по внедорожью нас не было, потому что никто его еще не устраивал. Как я могу...» - «Все, хватит базара! Я знаю, куда мы поедем! Сам все попробуешь и убедишься, что я - прав!» И мы поехали в Южную Африку. Сразу отдадим должное «Лэндроверу». Если кто имеет внедорожную харизму, так это он. Рассказами о его подвигах в песках, топях, скалах и снегах испещрены все скрижали мировой внедорожной истории. В Африке мы встретили людей, которые еще помнят времена, когда на континенте, кроме «Лэндровера», вообще никого не было: ни шустрых «Ниссанов», ни пронырливых «Тойот». Но одно дело слушать красивые байки, другое - прочувствовать все на собственной шкуре. В этом смысле журналисты находятся в двойственном положении. С одной стороны, от них ждут правдивой информации. Но если говорить о реальном испытании внедорожных качеств, то сделать это практически нереально. На мировых журналистских презентациях все происходит достаточно быстро, и весь условный экстрим жестко спланирован. Местные представительства фирм-производителей формально не протестуют против тяжелых тестов, но хмурятся и кривятся, когда им возвращают машины с повреждениями. Дилеры вообще перестали давать машины - им их продавать надо. Получается, выяснить по гамбургскому счету «кто есть кто» среди внедорожников не так-то просто. Нужно или найти эксперта или попытаться им стать. А для начала нужно оказаться в специальном месте среди специальных людей. И мы в таком месте оказались. Правда, добирались до него в общей сложности почти сутки. Под вечер вылетели во Франкфурт - три часа в воздухе, в ночь - на Йоханнесбург, 11 часов, час - до Нелсприта, и час - трансфер до базы. С учетом стыковок и удачной импровизированной экскурсии в центр столицы ЮАР - оно и набежало. А удачной - потому что все целы и даже не ограблены. О чем нас предостерегали добрые местные жители: прижимайте камеры к телу, прячьте поглубже бумажники, мобильники и будьте бдительны при приближении групп молодых африканцев. Хотя пожилые одиночки тоже могут ствол к спине приставить. И весь этот блюз возможен прямо напротив муниципалитета! Говорят, что во времена апартеида такого не было. Прибытие в природный заповедник Umhloti - как прибытие в рай. Там и находится то самое специальное место - центр Land Rover Experience Nelspruit. Что, кроме желания, нужно, чтобы ездить по бездорожью? Подходящий автомобиль, подходящие условия и опытный инструктор, несущий, наряду с личным опытом, многолетний опыт и методику школы. Как Audi известен своей школой вождения по ровной поверхности, так «Лэндровер» славен своей школой экстремальной езды по бездорожью. Они разбросаны по миру, по тем местам, где страсть к таким вещам накладывается на жизненную необходимость. В ЮАР, в силу богатой истории, эта школа одна из лучших. В раю просыпаются рано только птицы. И те, у кого большие планы. Курс экстремальной езды начался с теоретического семинара. Даже если вы собираетесь немного поездить, весьма полезно знать, как устроен и чем оснащен настоящий внедорожник. А если вы решили не только научиться преодолевать препятствия, но и купить автомобиль, способный ездить по местности, отличающейся от обычной дороги, то сам Бог велел разобраться, какими должны быть двигатель, подвеска, кузов, тормоза, шины. И к какому месту должна быть прикреплена буксировочная проушина. Ведь наличие у автомобиля полного привода еще ни о чем не говорит - Lamborghini Murcielago тоже четырьмя гребет, а толку... Возможности вашего автомобиля всегда будут компромиссом между дорожными и внедорожными характеристиками. Но зачем тратить деньги на тот, который провезет вас лишние 50 метров туда, откуда вас все равно придется вытаскивать? К практической части допускались только те, кто смог правильно ответить (уже ближе к обеду) на все 10 контрольных вопросов (табл.), а также «вызубрил» и присоединился к «зеленой» хартии «Не оставляй следов». Даже два часа, проведенных за рулем внедорожника рядом с таким толковым инструктором, как Тиан, стоят больше, чем два года саморуления. И это неудивительно. Прежде чем получить право учить людей и ездить с ними, нужно пройти 2-годичный курс обучения. А инструкторов второго уровня, таких, как Тиан, в ЮАР всего восемь. Начали с матчасти - педалей, ручек, разъемов, продолжили тренировкой преодоления крутых подъемов и спусков, освоением приемов работы с лебедкой. А на закате мы наш учебный Def спустили и подняли из такой фактически пропасти, что я даже теоретически раньше не мог об этом подумать. На следующий день мы сменили Def на Disco. Чуть больше 100 км по шоссе до совершенно фантастического каньона гораздо приятнее «валить» под 140 км/ч на Discovery. По проходимости же (кроме геометрической) они практически одинаковы - «каньонинг» показал. Там мы и оценили рамность конструкции, которая защищает уязвимые части автомобиля (КП, раздатку, бензобак), обеспечивает безопасность при всяких столкновениях и работоспособность после них. Порадовались, что система охлаждения приспособлена к вождению на невысоких скоростях при высокой температуре окружающей среды. И что максимальный крутящий момент двигателя достигается на низких оборотах, что позволяет получить максимальную отдачу в экстремальных внедорожных ситуациях, которые случаются на малых скоростях. Реально ощутили, что в силу больших боковых кренов и на крутых подъемах (до 50 градусов!) подача масла в насос обязательно бы прервалась (что должно было бы вызвать снижение масляного давления и ухудшения смазки), - если бы не специальный масляный насос. Та же история с топливом и топливным насосом. А как здорово, что ручник работает на все четыре колеса. Ну и конечно, система дифференциалов со всяческими блокировками! Жаль только, клиренс нельзя менять, как на «Рэйнджровере». Третий день был внедорожно разгрузочным. Мы целый день не включали пониженной и ни разу не заблокировали задний дифференциал (что по вчерашней инерции хотелось делать). Зато мы рванули в самый известный африканский национальный заповедник Крюгер-парк и повидались там со всеми крупными представителями местной фауны. На четвертые сутки в пылающей в лучах заката станице Umhloti Lodge появился правитель - Юджин, сын царя-мастера, сам инструктор второго уровня и через два года - мастер. Он понял, что мы жаждем внедорожного подвига. И совершил его. А потом - на бис - повторил. Было это так. Проезжая мимо горной кручи, он сказал: «В принципе, на нее можно заехать». - «Ладно шутить» - ответили мы. - «Зачем шутить?» - сказал Юджин и поехал на скалу. Привыкшие за последние дни к чудесам, такого мы не ожидали. Наклон там такой, что человек в кроссовках по этим камням мог забираться только при помощи рук, - мы потом проверили. Надо отметить, что скала имеет очень неровную поверхность с хаотично торчащей травой, и дорожек там не наезжено. А спускаться было так страшно, как не помню когда. У нас есть видео, сделанное на борту на первом спуске-подъеме. Там - наши глаза. Неудобно за дяденек. Фотографии, которые вы видите, сделаны на второй ходке. Он сказал, что здесь имеют право спускаться только два человека. А на вопрос, есть ли инструкция по такому типу проезда и что по ней надо делать, если какой-нибудь рычаг сломается от дикого напряжения, ответил: «Да, первым делом надо высадить пассажиров». По мнению Юджина, Discovery может сделать то же самое, что и Defender. Но при ошибке в управлении последствия могут быть более неприятными из-за более высокого центра тяжести. Выяснилось еще несколько интересных подробностей. Компания «Лэндровер» к Центру отношения не имеет. Она дает имя, подготавливает инструкторов (за деньги) и продает машины со скидкой и 3-летней гарантией на любые поломки и любые условия эксплуатации. Поэтому, со стороны владельцев таких центров, выбор брэнда - сознательный и рациональный, основанный на опыте работы в этом бизнесе и на знании других марок тоже. Так что, господа дилеры-сервисмены, не спрашивайте, оформляя гарантийный ремонт, а в какой это дыре я побывал на своем «Лэндровере» и соответствует ли это условиям эксплуатации? Ну, если только из любопытства... Несколько советов с частицей не Если в руководстве пользователя имеются фразы «не используйте полный газ на 1-й и 2-й пониженных передачах» или «старайтесь не использовать полную мощность», перед вами автомобиль, не предназначенный для езды во внедорожных условиях, и буксировка или попытки помочь другим - рискованны и могут закончиться печально. Не пытайтесь буксировать автомобиль задним ходом - система управления автомобилем рассчитана на езду вперед. Опасно вести машину по высокой траве во время засухи. Если вы едете по высокой траве или почувствовали запах гари, - прибавьте скорость и не останавливайтесь, пока не выедете на не заросший участок. Избегайте езды в соленой воде, уровень которой выше колес. Если соленая вода захлестывает автомобиль, то она проникает в щели и вызывает практически мгновенную коррозию на подверженных ей металлических частях. Гарантия не распространяется на повреждения от соленой воды. Если автомобиль захлестнуло водой или если вы ехали по влажному пляжу, как можно быстрее тщательно очистите днище с помощью пара. Если покупаете подержанный автомобиль, попросите письменного заключения, что он не был в авариях и не потребует ремонта года три. Хартия «Не оставляй следов» Нашей природе угрожает опасность, многие районы закрыты для проезда на внедорожниках, потому что водители вели себя безответственно и ездили по заповедным местам. Если вы съезжаете с дороги - это означает, что вы прокладываете новую, уничтожая живое и создавая опасность возникновения эрозии. Прокручивание колес в результате неправильного управления автомобилем создает ту же самую опасность. Уважайте частную собственность и относитесь к другим с пониманием. Уважайте и любите природу - мать вашу. Подумайте, прежде чем что-нибудь сделать! «Автомобили» |