Биг-футы... Обычно это понятие ассоциируется с американскими монстр-траками, давящими все на своем пути. А вот у испытанного биг-фута «Марш» профессия вполне мирная - снегоболотоход. Отечественная публика весьма неравнодушна к подобной технике. И неважно, что в данном случае это лишь узкоспециализированное транспортное средство. Для большинства это чистой воды шоу-кар. Мое знакомство с «Маршем» происходило одновременно с перегоном машины из автосалона (м. «Войковская») в Крылатское. А значит, первый акт театрализованного представления происходил непосредственно на городских улицах. Я не вчера родился на свет и на HUMMER по московским переулочкам, между прочим, тоже ездил... Но как описать бурю эмоций, отраженную на лицах, казалось бы, привычных ко всему обитателям столичного мегаполиса? Улыбки, «столбнячное» оцепенение, поднятые в знак одобрения большие пальцы (жест для Москвы нехарактерный) и радостное улюлюканье отдельных особо возбудимых натур. Мне же было не до улыбок, а улюлюкать хотелось исключительно при накручивании баранки в тесных городских поворотах (данная версия машины не оборудована гидроусилителем). А вообще атмосфера самая что ни на есть благодушная. Встречные машины моргают фарами, попутные одобрительно гудят клаксонами. Разумеется, больше прочих стараются «Нивы», а вот водители «УАЗов» не особенно активны (видимо, не догадываются о родстве шасси). Немного о родословной «Марша». Агрегат был создан в 1995 году тольяттинским производителем специальных автомобилей - фирмой «Бронто». Грубо говоря, «Марш» представляет собой гибрид «Нивы» и «УАЗа», установленный на огромные шины сверхнизкого давления «Трэкол». От «Нивы» в дело пошел кузов, двигатель с коробкой передач и раздатка, а от «УАЗ-469» - рама, рулевое управление, рессорная подвеска и ведущие мосты. Поскольку силовой агрегат и раздатка крепятся к раме, большая часть вибраций и шумов не доходит до кузова. Для обеспечения достаточного запаса хода в автономных условиях под порогами кузова смонтированы два топливных бака по 35 л каждый. В стандартной комплектации «Марш» имеет два передних сиденья, запаску (заполнившую собой все свободное пространство салона) и маяки на крыше. Задние сиденья (в случае их установки запасное колесо переносится на внешнюю подвеску), гидроусилитель руля, кондиционер, люк, прицепное устройство и специальная светотехника считаются дополнительным оборудованием и устанавливаются по заказу. Маленькая, но важная формальность: «Марш» сертифицирован как «внедорожное транспортное средство» и вместо ПТС на него выдают несколько непривычный документ - паспорт самоходной машины. Так что не удивляйтесь, если на посту ДПС у водителя затребуют тракторные права и... предварительное согласование на проезд по городским улицам. А вот для выезда в «пампасы» никаких согласований не требуется... По пересеченной местности «Марш» идет удивительно легко. Машина взбирается на подъемы такой крутизны, где шины и в статике не держат, а близость порога продольной устойчивости ощущается каждой клеточкой собственного организма. А вот диагонального вывешивания нам добиться не удалось, поскольку в процесс вмешиваются глубокие деформации шин, увеличивающие и без того немалые хода подвески. Похоже на то, что непроходимой грязи для этого монстра просто не существует - знай себе едет и едет. Мало того, жижу под колесами воспринимаешь как благо! Вращать рулевое колесо становится ощутимо легче. Удельная нагрузка на почву столь мала, что даже по тундре «Марш» может катиться, не повреждая нежного растительного слоя, - отличный транспорт для геологов, пограничников и нефтяников. Не амфибия, но все же... Заросшее тиной и водорослями болото - препятствие для «Марша» вполне преодолимое. Проблемы начинаются там, где водоем сильно зарос камышом: машина всплывает и ей, вхолостую молотящей колесами, становится не по силам подмять упругие травянистые стебли. Коварны и водоемы с топким илистым дном: въехал, потихоньку проплыл за счет вращения колес, а выбраться на берег не получается из-за проскальзывания «вялого» протектора. Тут помог бы предварительный разгон, но максимальная скорость на плаву около 1 км/ч... Короче, на берег выбрались то ли с 27-й, то ли с 25-й попытки. Звоню в Тольятти заместителю директора «Бронто» Сергею Самойлову: «Машина на воде держится неплохо, а вот плыть отказывается...» Вместо ответа Сергей напомнил, что «Марш» - снегоболотоход, а не амфибия, а «водные процедуры» не более чем побочное свойство. Но что интересно, максимальная скорость на воде достигается именно при медленно вращающихся колесах. В противном случае обратный выброс воды нейтрализует тягу. Для практического закрепления обретенного знания решаем покорить ни больше ни меньше, а Гребной канал! Спуск с бетонированного берега прошел легко и непринужденно, и вскоре над водной поверхностью уже лилось характерное бульканье «утопленной» выхлопной трубы. Действительно, при небольшой частоте вращения колес они не успевают набрать на себя много воды и медленно, но верно двигают машину. Воспользовавшись тем фактом, что на канале в тот момент царило почти полное безветрие, мне удалось-таки описать дугу и вернуться в исходную точку. А вот если бы был ветерок, машину наверняка снесло из-за приличной парусности. Выезд на берег удался, но предварительно пришлось потратить несколько минут на подбор оптимальной степени пробуксовки колес в момент их касания края бетонной плиты. Обобщая впечатления, можно с уверенностью сказать, что «Марш» полностью соответствует возложенному на него званию снегоболотохода. Его возможности распространяются и на откровенное бездорожье, и на асфальтовые перегоны. Что же касается снегоходных способностей «Марша», то мне ранее доводилось испытать машину в глубоком снегу. Вспомнилась ситуация, когда машина легко взбиралась на склон, у подножия которого беспомощно копошилась парочка «Буранов». Невольно напрашивается сравнение «Марша» с подготовленной трофической машиной. В большинстве снежных и грязеболотных упражнений «Марш» ее безусловно «сделает» (несмотря на отсутствие межколесных блокировок). В противовес хочется отметить, что там, где трофическая машина способна пройти вброд реку, «Марш» будет благополучно унесен вниз по течению... Что ж, каждому свое. "Клуб 4x4" |