Выбор цели
Простые решения подчас оказываются предпочтительнее и эффективнее сложных. Базовой моделью для Xterra послужил широко распространенный и популярный за океаном пикап Nissan Frontier. Большинство узлов и агрегатов также заимствовано из других, не менее известных моделей Nissan.
Линии профиля как бы имитируют традиционный пикап с установленным над грузовой частью кунгом. Над задним рядом сидений крыша почти на 10 см выше, чем над передним. Помимо стилистической нагрузки, такое решение весьма практично - задние сиденья приподняты, и посадка пассажиров стала гораздо более удобной. Ноги меньше согнуты в коленях, в пути можно полюбоваться окрестностями, а не затылками сидящих впереди.
Все полноприводные версии Xterra в стандарте оборудуются мощными релингами на крыше, выдерживающими нагрузку около 60 кг, и специальной корзиной в передней части, рассчитанной на 15 кг. В сочетании с основательными боковыми подножками из алюминиевого сплава конструкция на крыше придает машине неповторимый стиль.
А вот корма подкачала - как будто не хватило времени или денег. Из-за этого машина сзади выглядит совершенно невыразительно - впору заказывать из списка дополнительного оборудования лесенку на крышу.
Наведение
«Ниссановцы» подошли к вопросу отделки и оснащения с армейской строгостью и педантичностью, отделив то, что является насущной необходимостью, от элементов роскоши. Электростеклоподъемники и зеркала - да, регулировка рулевой колонки по углу наклона, кондиционер, два эйрбэга - да. Но никакой кожи, дерева и дорогостоящих материалов, многофункционального электропривода сидений с памятью и т.п. Никаких лишних кнопочек, рычажков и рукояточек - в середине торпедо три тумблера управления вентиляцией и две кнопки: аварийная сигнализация и обогрев заднего стекла.
На этом фоне выделяется типично американская аудиосистема в середине передней консоли: с большим дисплеем и крупными кнопками управления. Ну, для моторизованных американцев это святое, можно убрать многое другое, а stereo не тронь!
Хорошее оружие должно быть надежным, прочным и удобным в обращении. Равно как и экипировка. Они, конечно, могут выглядеть не особо изящно, главное, чтобы полностью отвечали назначению и не создавали проблем. С этим у Xterra все порядке. Очень удобные сиденья, обтянутые водонепроницаемым твидом, легкомоющийся пластик, дополнительные рукоятки для облегчения посадки-высадки пассажиров, более десяти точек крепления багажа внутри салона. Задние сиденья складываются в соотношении 50:50, подушки можно извлечь и получить дополнительный полезный объем. Все скромно, но практично.
Боевая часть
Лучшее - враг хорошего. Надежный и проверенный 3,3-литровый 12-клапанный мотор, аналогичный тому, которым комплектуется более дорогой Pathfinder, для внедорожника - то, что надо. 90% крутящего момента развивает на очень низких оборотах - всего 1500. А максимальную мощность выдает на относительно низких - 4800. Есть у него еще одна приятная особенность - он с радостью «кушает» неэтилированный 92-й бензин.
Подвеска и трансмиссия Xterra сколь просты, столь и надежны. Торсионы впереди и листовые рессоры сзади. Привод самый что ни есть классический. Подключаемый полный, с жесткой межосевой связью, самоблокирующимся задним межколесным дифференциалом и автоматическими втулками блокировки вращения передних колес. Особенность такой схемы полного привода в том, что, будучи весьма эффективной на бездорожье, ей категорически противопоказано продолжительное использование на асфальте или другом твердом покрытии. Скорость, при которой без риска повредить раздатку возможно подключение переднего моста, ограничена 40 км/ч, а переход на пониженный режим допускается только при полной остановке.
Точечный удар
Хорошее оружие должно быть пригодным как для полевых, так и для городских операций. С внедорожниками это получается не всегда, но Xterra - приятное исключение. Проводя аналогию с развесовкой машины - 56:44, можно сказать, что соотношение ее «дорожных» и «бездорожных» качеств выражается примерно теми же цифрами с небольшим перевесом в пользу бездорожья.
Несмотря на приличные габариты и весьма кондовую, на первый взгляд, подвеску, Xterra очень динамична, легка и послушна в управлении. В стартовом состязании со светофора она легко оставляет позади и обычные автомобили, и увесистых собратьев по классу. Немного поколдовав над характеристиками подвески, «ниссановские» инженеры нашли золотую середину, когда необходимый комфорт и курсовая устойчивость на асфальте сочетаются с успешной работой подвески на бездорожье. Стоит лишь напомнить, что особенности такой подвески и высокий центр тяжести требуют от сидящего за рулем быть очень аккуратным в скоростных маневрах и поворотах.
Хорошая все-таки вещь - автоматическая КПП. Особенно такая, с быстрой реакцией, согласованная с двигателем и абсолютно не страдающая «болезнью кик-дауна», особенно в городе. Правда, не без оговорок. Кювет, скрывавшийся на краю поля под ровным слоем влажного снега, создал проблему, решать которую пришлось при помощи традиционного набора крепких выражений, хвороста и дополнительной мускульной силы фотографа. Выскочила машина с первого раза, но стало в очередной раз понятно, что в критических ситуациях АКПП требует очень умелого обращения и все-таки уступает механической.
Xterra попал точно на свое место. Ни больше ни меньше. Автомобиль отлично вписался в полупустую нишу между так называемыми «паркетными джипами» вроде Honda CR-V или Toyota RAV-4 с одной стороны, и тяжелыми и дорогими внедорожниками типа Mercedes Gelaendewagen и Toyota Land Cruiser - с другой. Причина такой точности попадания в цель прежде всего в соотношении «цена-качество-возможности».
Официально Nissan не собирается продавать машину в России, но, по слухам, в рамках альянса этой компании и французского Renault рассматривается возможность выпуска Xterra для европейского рынка под маркой Renault.