Где я?
В организации внутреннего пространства Honda HR-V также просматривается смешение различных стилей. Общее впечатление от отделки - недорогой городской автомобиль с необходимым минимумом дополнительного оборудования. Кондиционер, механический люк, фиксирующийся только в одном положении, стеклоподъемники и электрические зеркала.
Сидеть в HR-V потрясающе удобно именно благодаря смешению законов жанра. С одной стороны, вы как бы в джипе и дорога прекрасно просматривается далеко вперед. С другой стороны, нет ни малейшего намека на типично джиповскую «табуреточную» посадку. Длинные регулировки кресла и рулевого колеса позволяют устроиться так, как учат в школах спортивного вождения. Вытянутая левая рука на рулевом колесе, правой без напряжения можно включать самую дальнюю, пятую передачу механической КПП.
А вот деталь, характерная для больших семейных универсалов или даже минивэнов, - обилие бардачков, ящичков и сеточек для мелкого багажа и подстаканников. Такое их множество может стать настоящей проблемой для водителей, подверженных склерозу. Забытую панель магнитолы можно искать неделю.
Приборная панель в HR-V выполнена немного провокационно - два синих циферблата тахометра и спидометра глубоко упрятаны в щиток приборов с двойным полукруглым козырьком. Тонкий намек на спортивный характер. Да еще тахометр оцифрован до 7 тыс. оборотов. Похоже, ездить в этом автомобиле по городу в обычном стиле будет просто неприлично.
Кто я?
На тестируемой HR-V установлен самый обычный двигатель, хотя существует модификация с системой изменения фаз газораспределения VTEC. Но это отдельная песня, и мотор тот мощнее на 20 л.с. Первое знакомство показывает, что даже «обычный» двигатель Honda не терпит низких оборотов. Поэтому трогаться с места в пробках, когда машины ползут «бампер в бампер», на HR-V не очень приятно и к ее темпераменту надо привыкать. Иначе не едешь, а дергаешься мелкими противными скачками. Дело в том, что мотор очень точно отзывается на нажатие педали газа, и для того чтобы тронуться на первой передаче, достаточно даже не нажать, а просто погладить акселератор. Стрелка тахометра тут же взлетает за отметку 1500 оборотов. Если отнестись к машине более грубо, то мотор сразу раскручивается до 3500-4000 и настойчиво требует вторую передачу. В момент ее включения и происходит резкий рывок машины вперед, которого желательно избегать в плотном потоке.
Зато на стратегическом просторе Honda HR-V доставит владельцу массу удовольствия. Сами передачи достаточно длинные, и машина легко разгоняется до 100 км/ч в режиме «вторая-третья». Главное, держать обороты не ниже 2500. А на четвертой-пятой передачах HR-V спокойно летит над дорогой с паспортной скоростью 160 км/ч. Более того, создается впечатление, что на машине стоит ограничитель скорости, а без него она вполне способна выдать и все 180 км/ч.
Турпоездка
HR-V очень легка в управлении и вряд ли способна преподнести владельцу неприятный сюрприз. При высокой посадке и сравнительно небольших размерах немного страшновато «заваливаться» в крутые повороты на высокой скорости. Но два стабилизатора поперечной устойчивости - спереди и сзади - гарантируют вполне предсказуемое поведение HR-V в таких ситуациях.
Общепризнанно, что переднеприводные машины более послушны на высоких скоростях и извилистых дорогах. А если они оборудованы «хондовской» системой «Real Time 4WD», то послушны вдвойне. При малейшем намеке срыва передних колес в занос часть тягового усилия перебрасывается на задний мост, и машина довольно легко выходит из острой ситуации. Причем это не единственное, на что способна система. Уже упомянутые короткие свесы передка и задка и клиренс в 19 см позволяют довольно смело скатиться с асфальтовой ленты на ухабы Крылатских холмов. Но именно на ухабы, так как Honda HR-V все-таки не внедорожный, а вседорожный автомобиль. Машина для пижонского туризма, который подразумевает наличие под колесами твердого покрытия.
Мы попробовали взлететь на HR-V на довольно крутой - около 15 градусов - холм. Глинистый откос, изрытый в сырую погоду колесами отвязанных джиперов, представлял собой под майским солнцем жесткую гребенку. Раскручиваем двигатель на второй передаче до 4000 оборотов и летим вверх по пыльному траверсу.
«Real Time 4WD» оказалась и тут на высоте. В нужный момент, когда передним колесам не хватило тягового усилия и они начали проскальзывать, вискомуфта добавила усилия на задний мост, и в клубах пыли мы легко взлетаем на гребень.
Это было самое серьезное испытание внедорожных качеств Honda - отсутствие жесткой рамы, понижающей передачи и межосевых и межколесных блокировок исключает серьезное джипование. А вот погонять по дороге в свое удовольствие - это для HR-V.
А что еще
Honda HR-V - уникальный автомобиль на нашем рынке, а возможную альтернативу ему можно найти среди тех моделей, которые более функциональны в одной конкретной области.
Land Rover Freelander несомненно более серьезный внедорожник, и не следует обманываться его небольшими размерами и внешним видом. В системе постоянного полного привода также используется вискомуфта, но она работает в режиме межосевого дифференциала. Кроме того, в конструкции предусмотрен демультипликатор, что уже показывает серьезные внедорожные возможности. Хотя сами англичане характеризуют его тоже как автомобиль для туризма.
Subaru Impreza Wagon более солиден и респектабелен, при этом сохраняет приличную проходимость. К тому же на моделях с механической КПП всегда есть возможность включения понижающего ряда. К сожалению, в Россию официально поставляется модель с двигателем в 2 литра. А если вы найдете машину с мотором 1,6 л, то будьте внимательны. Скорее всего она предназначалась для южных рынков, и все резиновые детали подвески не переживут наших холодов.
А вот Citroen Berlingo в трехдверной модификации и с похожей системой полного привода через вискомуфту - в первую очередь рабочая лошадка, но с возможностями использовать ее в качестве разъездной «на каждый день». Ожидать от нее спортивного поведения на асфальтовых трассах неразумно.
А кто еще
А что говорит мировая пресса? Наиболее детальный тест-драйв HR-V провела SYDNEY MORNING HERALD (учитывая особый интерес, который вызывают в Австралии внедорожники, даже такие маленькие). И вот какие ощущения возникли у тест-пилота столичной газеты: «Если говорить вкратце, то в управлении она как обычная машина, по внешнему виду не похожа вообще ни на что, имеет мотор от Honda Civic и совершенно естественно размещается на дороге выше остального транспорта. Она знаменует собой появление нового класса «карманных» внедорожников и сразу предъявляет претензии на лидерство в этом классе. В Японии, где люди привыкли серьезно относиться к маленьким машинкам, все уже с ума посходили из-за этой крошки. Это одновременно вызов моде, забавная игрушка и техническая новинка. HR-V позаимствовала «рудиментарный» полный привод у своего старшего брата CR-V. Такая система позволяет уменьшить вес машины. А ведь мало кто из покупателей будет использовать ее для более ответственного задания, чем перевозка мелких предметов мебели».