Dodge Power Wagon Concept 2000 Из всех пикапов Dodge, которые тянут свою историю с 1916 года, ярко выделяется одна модель - легендарный Dodge Power Wagon 1946 года. Этот пикап стал первым гражданским полноприводным автомобилем Америки! Сконструированный на платформе военного грузовичка, Dodge Power Wagon практически в неизменном виде продержался на рынке США до 1968 года, когда его перестали продавать внутри страны, но все еще продолжали выпускать на экспорт. Грубоватый по наружности и характеру, Power Wagon был настоящим грузовиком-трудягой - типичным представителем времен, когда пикапы были пикапами и не пытались ездить, как легковушки. Казалось бы, все это дела давно минувших дней - но для Детройтской автомобильной выставки этого года Додж воскресил Power Wagon в образе концепта. С чего начиналось Ежегодно в декабре Chrysler устраивает сотрудникам дизайнерских студий (Jeep, Dodge и седанов Chrysler) конкурс, на который они выставляют проекты будущих концептов. Конкурс этот абсолютно свободный, и дизайнеры могут предлагать на него все, что хотят. Но в декабре 1997 года рядовой дизайнер доджевской студии Марк Аллен (Mark Allen) предложил на конкурс нечто совсем необычное - проект современной интерпретации Power Wagon, на которую сподвиг Марка сам вице-президент доджевской студии дизайна Тревор Крид (Trevor Creed). Любопытно, что задавшись с подачи шефа целью реинкарнировать старый Power Wagon, Марк Аллен вдохновлялся европейской конструктивистской архитектурной школой, в которой все “потроха” зданий и сооружений выворачивались наизнанку. Такой у него и получился концепт - ощеренный гнутыми волной крыльями, порогами, решетками, дверными рукоятками и петлями. При этом весь выполненный под цвет “индустриального” серебристого металла. Проект сразу понравился Тому Гейлу (Tom Gale) и всему руководству Dodge, так как воочию воплотил “три столпа” этого крайслеровского отделения - дерзость, мощь и расположенность к экстремизму. “Надо отдать должное руководству, - вспоминает Тревор Крид, - что оно не стало чинить нам препятствий. Нам ни разу не говорили, когда и где следует остановить полет наших фантазий”. Результат такого лояльного отношения к творчеству налицо. Марк Аллен взял на себя личную ответственность за глиняный макет. Работать с глиной он начал 12 января 1998 года, а уже к 3 апреля макет был закончен и переправлен на базирующуюся в Южной Калифорнии фирму Мetalcrafters, которая специализируется на изготовлении концептов. Примерно в это же самое время Стив Совински (Steve Sowinski) начал работу над интерьером, стараясь как можно ближе подогнать его под общую дизайнерскую концепцию Марка. 1 июня под наблюдением Марка и Стива на Мetalcrafters началась кропотливая работа по постройке автомобиля. Доджевские дизайнеры задали калифорнийцам просто жуткий темп в работе над своим детищем, и из всех четырех крайслеровских концептов 1999 года Power Wagon был закончен первым. Что получилось Остается только удивляться, насколько точно Марку Аллену удалось подметить самые характерные черты легендарного предка. В силу того, что первый Power Wagon был “работягой”, концепт ярко демонстрирует “мускулы”. Он кажется просто огромным - на восемь сантиметров выше пикапа Ram! А его “стойку” нельзя назвать иначе, как борцовской: коротко обрезанные передние крылья позволили Марку выдвинуть вперед зубастые колеса. Покрышки нешуточные, 35-дюймовой высоты, и от порогов Power Wagon до земли - больше пол-метра! При этом передний бампер выдается “скулой”, и наружу выглядывает из него могучая механическая лебедка. Все это придает концепту грубовато-рабочую наружность. Когда журналисты спросили Крида, каким элементом дизайнерского исполнения Power Wagon он больше всего доволен, Крид ответил: “Вся классика Power Wagon, переведенная нами на язык технологий 2000 года - свидетельство нашей ностальгии. Отдельного элемента тут нет, они вместе вносят вклад в общий ретро-стиль. Кроме этого, мы заложили в концепт множество совершенно прелестных мелочей, так что если рассматривать машину в деталях, то для человека романтического склада это... ну вы увидите, что я имею ввиду!” Передняя решетка “крестом”, как у всех современных пикапов Dodge, сочетается у Power Wagon с конструктивистскими фарами, похожими на вкрученные в крылья болты, и старинными вентиляционными “жабрами” по бокам капота. Круглые задние фонари и крышка заливной горловины тоже явно выполнены “под старину”. Единственный характерный стилистический элемент старого Power Wagon, не прошедший в концепт - это подвешенное сбоку кузова запасное колесо. А что внутри? Кабина типа Quadra Cab представляет собой спортивное купе. Несмотря на то, что в задней ее части распахиваются вперед “потайные” дверки (access doors), доступ они открывают... в багажник. Тыльная стенка кабины выполнена в виде инструментального шкафа с выдвижными ящиками и аптечкой. Пол кузова - стилизованный под палубу корабля деревянный настил, как у пикапов эры “игрушек для взрослых” 70-х годов. В борта кузова даже вделаны изнутри такелажные уточки - для фиксации груза. Скрепляющие настил перфорированные стальные полоски еще сильней подчеркивают эстетику “рабочего коня”. Забавно, что эта “деревянная тема” продолжается на полу багажника кабины, что позади сидений, и даже на торпеде, на панельке магнитолы! “Я старался перенести в интерьер самые яркие наружные стилистические элементы”, - рассказывает Стив Совински, - и спицы рулевого колеса я сделал с такими же круглыми дырками, как у полосок кузовного настила”. Вообще Стив изрядно насытил салон экспрессивным дизайном. Повсюду - двухтональная кожа. Контрастные акценты - из полированного алюминия. Европейский ясень и грубая сталь действительно придают салону “конструктивисткий”, “механический” вид. Тревор Крид даже назвал это “честной простотой”. При этом наследие старого Power Wagon Стив обозначил в салоне весьма своеобразно. Кожа обивки дверей и сидений аналогична той, из которой делались куртки военных американских летчиков! А приборный щиток очень похож на летные наручные часы с большим количеством маленьких циферблатиков. Даже на тормозную педаль нанесен отпечаток грубого рифленого ботинка! Чтобы “индустриально-военный” стиль концепта был выдержан до конца, поверхность рукояток рычагов сделана с диагональными насечками, как у окуляров полевых биноклей. Следуя общему дизайну, в салоне нет никаких систем GPS, супермагнитол DVD и мониторов LCD, хотя все эти прибамбасы могут появиться в нем позже. Зато в “бороду” торпеды, помимо рукояток отопления, вентиляции и магнитолы, встроен пульт управления лебедкой. Между прочим, впервые примененный на пикапах! Супердвигатель будущего То, что находится под капотом Power Wagon, имеет прямое отношение к технологиям XXI века, когда выхлоп дизельных двигателей станет на 70% чище. “В следующем тысячелетии большинство американских SUV станет дизельными”, - считает Бернард Робертсон (Bernard Robertson), вице президент корпорации Chrysler по инженерным технологиям и главный менеджер по внедорожникам, - покупатели высказывают все больше претензий к слишком высокому расходу топлива наших бензиновых двигателей. Поэтому перед нами стоит задача дать им двигатель как можно большего объема и с минимальным расходом горючего”. В подтверждение далеко идущих крайслеровских планов, 7,2-литровая рядная турбодизельная “шестерка” Power Wagon работает на сверхчистом экспериментальном топливе. Оно не содержит серы, так как вырабатывается из остаточного газа при перегонке нефти в солярку, и идеально соответствует грядущим технологиям - в частности, бензиновым двигателям следующих поколений. Производит это супергорючее американская Tulsabased Syntroleum Corporation, и обходится оно ей в $1,50 за галлон (40 центов за литр). Соответственно топливу, впрыск в турбодизеле Power Wagon осуществляется посредством магистральной системы “коммон рейл” (common rail), в которой поддерживается давление 20000 psi (1380 Атм), по сравнению с 50 psi (3,5 Атм) в аналогичных системах бензиновых двигателей. А новейшая электронная система управления впрыском позволяет впрыскивать в камеры сгорания прецизионно отмеренные порции топлива. В результате, расход горючего из расчета на 100 километров снизился у 7,2-литрового турбодизеля с 17 до 11 л! Да и работает этот двигатель без привычного для дизеля “шкворчания” и вибраций. А достигнуто это благодаря особым форсункам. Каждая форсунка сперва впрыскивает в камеру сгорания небольшую, “предварительную” порцию топлива, которая задает начало рабочего такта, а затем - основную порцию, которая сгорает более равномерно. В результате, снижается характерный жесткий звук работы дизеля и обеспечивается практически полное сгорание топлива! Вдобавок, в выхлопной системе двигателя Power Wagon установлен датчик дыма - элемент обратной связи компьютера, управляющего впрыском топлива. “Почуяв” в выхлопе сажу, датчик дает команду компьютеру изменить параметры впрыска, открывает клапан дожига выхлопных газов и направляет их во впускной воздушный коллектор - газы попадают обратно в мотор, “на второй круг”. Благодаря этому датчику, вне зависимости от режимов двигателя и внешних условий: качества топлива, температуры и влажности воздуха, выхлоп всегда будет чистым! Однако, дизельные двигатели не очень хорошо сочетаются с современными стандартными трехкомпонентными катализаторами, поэтому инженеры Dodge продолжают искать альтернативные пути уменьшения вредности дизельного выхлопа. При этом двигатель Power Wagon ясно доказывает, что “ломовой” крутящий момент многолитрового, но чистогорящего и долговечного дизеля будущего не должен пострадать. Так как при мощности 250 “лошадей” турбодизель Power Wagon выдает... 1010 Н·м максимального крутящего момента! Ощущать под ногами такой момент - наверное, просто фантастика, особенно в сравнении с 634 Н·м современного турбодизеля Dodge Cummins. Но как и у многих концептов, в расчете на “журналистскую братию”, которая будет их объезжать, мощность двигателя у Power Wagon уменьшена. В результате чего этот сверхсовременный турбодизель ведет себя очень похоже на обычную атмосферную дизельную рядную “шестерку”. Тем не менее, звучит он вполне достойно 18-колесного тягача, на который устанавливается Cummins. И все равно есть подозрение, что заявленное для двигателя Power Wagon число крутящего момента - скорей всего намек на заложенный в этот турбодизель “запас”, который может быть реализован в двигателе пикапа Ram следующего поколения. Потроха Построен Power Wagon на рамном шасси пикапа Dodge Ram 1500 - с неразрезными мостами Dana 44 спереди и Chrysler Corporate 9,25 inch. сзади. Но в отличие от Ram, вместо пары пружин на переднем мосту и пары рессор на заднем, с отдельно расположенными амортизаторами, на каждый мост Power Wagon поставлены по две пружины с амортизаторами внутри. Схема подвески Power Wagon очень простая: на каждый мост по четыре продольных реактивных рычага - два сверху, два снизу - и по тяге Панара. При этом передняя подвеска со всеми рычагами позаимствована у Ram, а задняя - у старого Grand-Cherokee ZJ. Все реактивные рычаги в нижней части значительно “усилены”. Коробка передач - стандартный для пикапа Ram 2500 “автомат” 47 RE, в то время как раздатка - постоянного полного привода NVG 242 (как у AM General Hummer) с валом отбора мощности под лебедку. В качестве тормозов в Power Wagon использованы передние и задние вентилируемые диски с суппортами от Dodge Viper, так что ощущения от тормозного усилия просто потрясающие! Зачем они нужны, концепты Power Wagon призван демонстрировать посетителям автомобильных выставок 99-го года уровень доджевской технологии и комфорта, а также намекнуть на технические и стилистические решения, которые могут появиться в новой модели пикапа Dodge Ram. Неудобный автомобиль Чтобы особенно подчеркнуть могучий, ощеренный колесами и лебедкой передок Power Wagon, Марк Аллен “завалил” лобовое стекло кабины под чересчур острым углом. В результате, изнутри крыша существенно подрезает седокам обзор. Или взять, к примеру, закругленный профиль крыши кабины. Как у фольксвагеновского Concept One, затем превратившегося в New Beetle, этот изящный элемент весьма ограничивает пространство над головами задних седоков. Когда было принято решение включить его в общий дизайн Power Wagon (легендарный предок имел резко выраженное закругление к задней стенке кабины), дизайнеры даже отказались от заднего сиденья, чтобы сделать это закругление более драматичным, дающим явный намек на оригинал. Это и есть те самые наглядные моменты, отличающие концепт от серийной модели - ему не нужно быть практичным, он лишь заявляет стиль и не нуждается в компромиссах. Выброшенные деньги Создание концептуальных автомобилей обходится ужасно дорого. Например, в 98-м году на свои четыре концепта Chrysler угрохал 10 миллионов долларов! Эффект отдачи - плюс Chrysler весьма доволен шоковым эффектом, который каждый год производят на автомобильных выставках его концепты, добавьте к этому Web.сайты, телевидение, радио и печать. “Никакими другими способами мы бы не обеспечили себе такую рекламу”, - считает Тревор Крид. Power Wagon - в жизнь? В качестве того, как концепты соотносятся с будущей серийной продукцией, приведем недавний пример. Концептуальный пикап Т300, ставший звездой Детройтского автосалона в 1993 году, оказался лишь слегка замаскированной версией пикапа, появившегося у дилеров девять месяцев спустя. Но повторится ли эта история с Power Wagon? Получит ли этот пикап обозначение Sport Truck и тем самым в очередной раз докажет стратегию Крайслера предлагать на рынок только смелые модели? Как заметил в своем интервью журналу Truck Trend Тревор Крид, “...некоторые стилистические элементы Power Wagon вполне могут проявиться в будущих пикапах Додж. Для них мы можем выбрать как один характерный элемент концепта, так и сочетание нескольких. Однако, вполне возможно и то, что в наших пикапах следующего поколения мы предпочтем совсем другое стилистическое решение”. Короче, Крид все время мягко уходил от вопросов журналистов насчет того, собирается ли Додж в будущем воплотить этот радикальный дизайн в серийном производстве. Наш вердикт: Вообще этим Power Wagon можно только восхищаться! В то время как большинство мировых автопроизводителей делают внедорожники все больше похожими на легковушки, Додж заявил своим концептом явный “рабоче-грузовой” акцент. Больше того, автомобиль сделан с учетом требований к расходу топлива и чистоте выхлопа, которые будет предъявлять следующее тысячелетие. А его высокий клиренс, мягкая длинноходная подвеска и внедорожные покрышки в сочетании с могучей лебедкой создают впечатление, что инженеры Доджа хорошо понимают чаяния поклонников офф-роуда. Но увы, это не тот самый пикап, который можно будет купить... но мы бы ни минуты не колебались! «Клуб 4x4» |