Gran Turismo 5 2009 Самый знаменитый автосимулятор всех времен возвращается в новой, уже пятой по счету, ипостаси. Правда, произойдет это лишь в 2009 году, но попробовать Gran Turismo 5 на вкус можно уже сейчас - в “ознакомительной” версии Prologue. Если у вас в крови есть хоть капля бензина, то вы либо уже играете в Gran Turismo, либо пока просто не знаете о существовании этого автосимулятора. Утверждение, конечно, пугающее своей безапелляционностью - как будто речь идет не о видеоигре, а о тоталитарной секте, но я-то знаю, как это начинается и во что выливается. Сначала ты случайно знакомишься с Gran Turismo у друзей или на каком-нибудь мероприятии, где стоит телевизор с приставкой Sony Playstation для развлечения гостей. Потом покупаешь себе собственную Playstation и диск с Gran Turismo. Спустя пару месяцев ты понимаешь, что стандартный джойстик с кнопками - это несерьезно, и обзаводишься рулем с педалями. Еще через какое-то время становится ясно, что диван и журнальный столик, к которому прикручен руль, - не лучшая имитация кокпита гоночной машины. На всю Москву (а может, и на всю Россию) есть одна-единственная контора, которая продает голландское кресло на манер автомобильного с арматурой для установки руля и педалей. После покупки кресла выясняется, что в продаже появился новый, более современный руль... Увлекшись этим нескончаемым “апгрейдом”, ты незаметно наматываешь тысячи (если не миллионы) виртуальных километров и часами обсуждаешь перипетии кибергонок в Интернет-форумах, добиваясь 100-процентного прохождения игры. И вот все позади и, казалось бы, можно расслабиться и вернуться в реальность, но тут разработчик Gran Turismo компания Polyphony Digital выпускает очередную версию игры, и все начинается заново... Однако Gran Turismo 5 - это не просто продолжение сверхпопулярного “сериала”, разошедшегося по всему миру 50-миллионным тиражом. Есть, по меньшей мере, две причины называть эту игру революционной. Во-первых, это дебют Gran Turismo на приставке нового поколения Playstation 3, которая по своим техническим возможностям многократно превосходит старую PS2 и выдает HD-изображение в разрешении 1080p. Во-вторых, теперь в Gran Turismo можно будет играть через Интернет с реальными соперниками (до 16 человек). Сетевые возможности вообще являются ключевым элементом новой игры и сполна реализованы уже в “приквеле” Gran Turismo 5 Prologue, который вышел на европейский рынок в конце марта (“родная” японская версия GT5P появилась еще в прошлом году, и самые нетерпеливые фанаты раздобыли ее задолго до официальной премьеры). Помимо коллективной игры здесь есть глобальный онлайн-рейтинг, в котором отражаются результаты (время на круге и другие достижения) игроков по всему миру, а также “телеканал” GT-TV с подборкой лучших автомобильных программ. Но это лишь приятное дополнение к основному блюду, ведь Gran Turismo всегда был, прежде всего, real driving simulator, то есть симулятором управления реальным автомобилем. В GT5P использован абсолютно новый компьютерный “движок” и физическая модель поведения машины. И то, и другое будет дополнительно усовершенствовано к выходу полноценной GT5 в 2009 году, но и в Prologue прогресс по сравнению с GT4 образца 2005 года очевиден. Виртуальный автомобиль с рулем Logitech Driving Force Pro, который мы подключили к PS3, управляется более естественно и понятно, чем в GT4, “баранка” вращается мягче, без неприятных биений и рывков. Как ни странно, при самых реалистичных и вроде бы самых сложных настройках рулевого управления и “физики” компьютерной модели ехать в GT5P легче (по крайней мере, человеку, который ездит не только на виртуальных машинах). Причем это наблюдение справедливо по отношению и к скромному Mini Cooper S, и к безумному Ferrari F430. Да-да, в GT5P наконец-то появились автомобили Ferrari, о чем давно мечтали фанаты Gran Turismo. Есть даже машина Формулы-1 2007 года, заполучить которую нам, правда, не удалось за то время, которое было у нас, чтобы познакомиться с игрой. В общей же сложности в Prologue представлен 71 автомобиль, в том числе такие хиты последних лет, как Audi R8, Nissan GT-R, новые Lancer Evo X и Impreza STI, BMW M3 и концептуальный 135tii, Lexus IS-F и Jaguar XK, а также легенды вроде Ferrari F40 и 512BB, Lancia Delta HF Integrale Evo и Renault Clio V6. Отрадно и то, что новая игра не перегружена бесчисленным множеством японских спорткаров - как это было в той же GT4 с десятком версий одного только Nissan Skyline. Вычислительная мощь Playstation 3 позволила добиться не только потрясающего реализма внешнего облика автомобилей (а также их интерьеров, которые отображаются в одном из режимов экрана), но и разнообразить их повадки. Если в GT4 различия в поведении машин зачастую определялись лишь разницей в мощности и приводе, то здесь каждый автомобиль едет хоть немного, но по-своему. Особенно ощутимы эти отличия, если отключить противобуксовочную систему и систему стабилизации: без помощи электроники одна машина сохраняет приятный баланс в предельных режимах, а другая превращается в неукротимого зверя. В GT5P стало гораздо удобнее ехать в управляемом заносе, и даже появился специальный игровой режим дрифтинга, в котором начисляются баллы за качество и продолжительность скольжения. На фоне всего этого разнообразия немного жаль, что автомобили в GT5P, как и в предыдущих “сериях” игры, остаются “неубиваемыми”. Самые чудовищные столкновения им по-прежнему нипочем и лишь в некоторых режимах наказываются принудительным ограничением скорости на несколько секунд либо снятием с дистанции. Похоже, это принципиальная позиция разработчиков Gran Turismo во главе с “отцом” игры Казунори Ямаучи, который всегда утверждал, что повреждения машины “съедят” слишком много аппаратных ресурсов и навредят реализму игры во всем остальном. По крайней мере, слухи о том, что в полноценной GT5 будет реализована модель повреждений, так и остаются лишь слухами. Зато возможности Playstation 3 позволили усовершенствовать искусственный интеллект виртуальных соперников, количество которых теперь может достигать 15 (вместо прежних пяти). Управляемые компьютером машины больше не ведут себя так, как будто тебя вообще нет на трассе, и адекватно, без бараньей упертости, реагируют на твои атаки. Например, когда ты пытаешься совершить обгон по внутреннему радиусу поворота, виртуальный соперник оставляет тебе место, а не продолжает ехать по своей траектории прямо тебе в бок, как это бывало в GT4. При этом искусственный интеллект действует умнее и изощреннее как в защите, так и в нападении и пытается обогнать тебя, не только когда ты вылетел с асфальта на обочину. Арена гоночной борьбы в GT5P - шесть трасс, из которых три - абсолютно новые. Это невероятно извилистая горная дорога с потрясающими перепадами высот в швейцарских Альпах, знаменитый американский трек в Дайтоне (есть и классический овал, и “европейская” кольцевая трасса внутри этого овала) и гвоздь программы - городская трасса, проложенная по улицам Лондона. Когда мчишься по Трафальгарской площади и Пикадилли на огромной скорости, трудно разглядеть окрестности, но если ты бывал в Лондоне, то заметишь, что все вывески на магазинах и ресторанах - абсолютно подлинные. Качество графики в GT5P вообще приближается к фотографическому, и порой картинку на экране телевизора не отличишь от трансляции реальной гонки, а в какие-то моменты игра, как это ни парадоксально, выглядит даже правдоподобнее видеозаписи. Заслуживает похвалы и звуковое сопровождение: моторы разных машин звучат действительно по-разному, визг шин стал реалистичнее и помогает лучше контролировать автомобиль “в пределе”, а фоновая музыка не вызывает желания немедленно ее отключить. Помимо трех вышеупомянутых трасс в GT5P присутствуют уже знакомые по предыдущим “сериям” Gran Turismo (но заметно похорошевшие) японские автодромы “Сузука” и “Фудзи”, а также несуществующий в реальности High Speed Ring. “Нюрбургринга” в Prologue нет, но, возможно, в будущем он станет доступен для скачивания через Playstation Network, и уж точно “Северная петля” появится в полноценной GT5, где и трасс, и автомобилей будет гораздо больше, чем в Prologue. Основу “сюжетной линии” GT5P составляют 40 гонок, разбитых на 4 категории в зависимости от уровня сложности и класса машин. В качестве довеска предлагается еще около десятка дополнительных соревнований на автомобилях одной марки и модели. В общем, чтобы пройти Gran Turismo 5 Prologue, опытному “грантуристу” хватит пары дней усердной игры. Но стоит воткнуть в Playstation 3 кабель широкополосного доступа в Интернет, и это станет развлечением на долгие месяцы. Ведь фанатов Gran Turismo по всему миру миллионы, и каждый из них наверняка считает себя лучшим кибергонщиком. Если оценивать новое поколение Gran Turismo с помощью критериев, по которым обычно оценивают автомобили, то GT5P - это что-то вроде глубокого фэйслифтинга. Прежде казавшаяся великолепной GT4 после знакомства с GT5P производит впечатление морально устаревшего продукта. В Prologue вроде бы все привычно и знакомо, но при этом все стало лучше. И хотя автосимулятор никогда не заменит реальный автомобиль и реальные дороги, пятая “серия” Gran Turismo еще на шаг приближает видеоигры к этому недостижимому идеалу. «Мотор» | |