Можно ли в одном кармане унести несколько прокладок для двигателя и других агрегатов? Да, можно, если правильно выбрать один-два вида автомобильного герметика. Учитывая возраст и структуру парка автомобилей, эксплуатируемых в Украине, одной из проблем их владельцев является поиск прокладок, подлежащих замене при ремонте узлов и агрегатов или устранении подтеканий технических жидкостей - масла и антифриза. Существуют два пути решения этих проблем: замена прокладок на новые или применение автомобильной химии. Как оказалось, второй путь часто не только выгоден экономически, но и дает лучший результат. В промышленных условиях при сборке автомобильных узлов, особенно при монтаже кузовных деталей, стекол и даже в качестве фиксаторов резьбовых соединений различного рода герметики применяются достаточно широко. Назначение Герметики, жидкие прокладки, клеи-герметики - несмотря на разные названия, это препараты единого назначения. Они позволяют обеспечить герметичность фланцевых, резьбовых и других соединений. Герметики могут использоваться как без прокладок, так и дополнять их. Назначение и свойства препаратов в основном определяет базовое вещество, на основе которого они созданы. Основой для герметиков могут быть сложные эфиры диметакрилата (анаэробные герметики), силиконы (кремнийорганические соединения) и синтетические смолы. Наиболее распространены анаэробные и силиконовые препараты. Герметики на основе синтетических смол (полимеры) у нас встречаются редко. В чем разница между ними с точки зрения потребителя? Прежде всего, в механизме отвердения. Анаэробные герметики полимеризуются (отвердевают) при контакте с металлом и отсутствии кислорода. Другими словами, герметик наносят на уплотняемую поверхность, затем детали соединяют и только после этого происходит затвердевание. На открытом воздухе такая «прокладка» остается в полужидком состоянии. В этом есть и свой «плюс» - до установки детали полимеризация не происходит, поэтому есть больше времени для точного нанесения состава и правильной установки детали. К недостаткам анаэробных герметиков можно отнести то, что они заполняют неровности не более 0,38-0,5 мм, требуют соблюдения жестких допусков на равномерность толщины стыка (например, для одного из герметиков разность величины зазора составляет не более 0,1 мм на 400 мм длины стыка). То есть для их использования требуются определенная квалификация и соответствующее оборудование. Если ошибиться при выборе герметика, при демонтаже соединения могут возникнуть некоторые сложности. Обобщая все перечисленные факторы, можно сказать, что эти герметики - для профессионалов. Препараты на основе силиконов полимеризуются за счет влаги в воздухе, поэтому для получения прокладки нанесенное средство необходимо выдержать на открытом воздухе минимум 10-15 минут. Некоторые силиконовые составы, используемые преимущественно в промышленности, застывают при облучении ультрафиолетом. Силиконовым герметикам «по зубам» зазоры до 6 мм и требования к точности работы не столь высоки. Препараты различаются по стойкости к маслу и бензину, эластичности образованной прокладки, рабочему температурному диапазону и цвету (иногда это тоже важно, особенно для герметиков стекол). Различаются герметики и по своему предназначению - для стекол, люков, кузовных деталей, разъемов агрегатов и т.д. Герметики стекол могут применяться как для уплотнения уже установленного стекла, так и при монтаже стекол (клеи-герметики). Силиконовые автомобильные герметики можно применять и в быту, например, для уплотнения стыков сливных труб в ванной. Технология использования анаэробных герметиков схожа с указанной, однако ее особенностью является то, что после нанесения средства на одну из сопрягаемых поверхностей деталь нужно установить на штатное место, слегка подтянуть крепежные болты (гайки) и дать время на формирование прокладки (20-30 мин.). После этого можно затянуть соединение рекомендованным моментом затяжки. Общее требование: учитывать особенности технологии использования конкретного препарата. Типичные ошибки: нанесение герметика на обе поверхности (приводит к тому, что соединение становится почти неразборным, например, демонтаж крышки распредвала на «Жигулях» занимает почти полчаса); перетяжка резьбового соединения (из-за повышенной эластичности сформированная прокладка выдавливается из соединения); нанесение излишнего количества герметика (выдавленный из стыка герметик может перекрыть масляные каналы и т.д.); выбор герметика, не соответствующего по своим параметрам конкретному соединению. Как выбрать Ассортимент герметиков на столичных авторынках и в автомагазинах достаточно велик. Все препараты можно разделить на две группы - для профессионального применения и для автовладельцев и специалистов из малого автосервиса. Первая группа средств отличается большим объем флаконов и тюбиков, но и стоят они дороже. На рынках представлены 2-3 группы силиконовых герметиков, в основном фирм Abro, Lion и российские «Автогермесил» и «Автогерметик-прокладка». Средства производства стран дальнего зарубежья упакованы в алюминиевые или пластиковые тюбики емкостью 40-45 и 85-90 граммов, к которым прилагается колпачок-дозатор. Российские - в алюминиевых тюбиках, закрытых пластиковым колпачком. С точки зрения нанесения, хранения и последующего использования предпочтительнее упаковка с колпачками-дозаторами. Вы можете снять штатный колпачок, установить дозатор, нанести средство и по окончании работ сразу же заменить дозатор колпачком. При этом средство на конце тюбика не высыхает и в дальнейшем им можно пользоваться без проблем. Засохшие в дозаторе остатки выталкиваются спичкой. Некоторые герметики (как правило, они расфасованы в тюбики емкостью 310 г) предназначены для профессионального применения и наносятся специальным пистолетом. Без него выдавить герметик довольно сложно. Во избежание ошибки при покупке нужно четко объяснить продавцу, что именно вы собираетесь уплотнять. Кстати, консультацию можно получить как в автомагазине, так и на рынке - большинство продавцов уже длительное время занимаются продажей и специализируются на конкретных группах товаров. Предварительно можно ознакомиться и с каталогом продукции. Например, фирма Henkel Teroson GmbH в своем каталоге в сводной таблице характеристик групп препаратов дает рекомендации по применению герметиков для конкретных соединений. Выбирая емкость упаковки, не старайтесь сэкономить. Большие тюбики относительно дешевле, но если вы не занимаетесь ремонтом машин постоянно, одной упаковки вам хватит на время, превышающее срок хранения, и остатки могут просто засохнуть. Конечно, постоянно в бортовой аптечке первой помощи автомобилю данные препараты держать нецелесообразно, положить тюбик в багажник имеет смысл лишь перед дальней поездкой. Но в гараже герметик-прокладку и герметик стекол желательно иметь всегда. P.S. Для автоматических КПП (например при установке поддона) использование любых герметиков НЕ ДОПУСТИМЫ. Так как, когда кусочек герметика, оторвавшись от места сопряжения деталей, пойдет гулять по трансмиссии, попутно растворяясь в масле... Ведь "Декстрон", который льют в АКПП, содержит кучу активных присадок и на порядок чище любого трансмиссионного масла! Только представьте, что будет если кусочек герметика попадет в гидро-мозги -это такие малюсенькие каналы-лабиринты с пружинками-шариками, которые направляют давление на переключение какой-либо передачи... autocentre.ua |