«Имею желание купить машину, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания»... А как быть тому, у кого козы нет, но есть автомобиль, теща, жена, недостроенная дача? А что делать горячим сторонникам активного образа жизни, которые просто не мыслят себя без велосипеда, серфа или сноуборда? Ведь в современный автомобиль все эти лыжи, палки и прочие стройматериалы просто не поместятся. Выход довольно прост и, в прямом смысле, лежит на поверхности, на поверхности вашего авто. Внешний багажник... - Эге, - оборвет меня читатель, - ты хочешь, чтобы я полдня крутил гайки и, в конце концов, привертел себе на крышу вон ту железяку, что валяется в гараже с «тыща девятьсот заржавленного» года и осталась от дедушкиного «Москвича»? Конечно, нет, современные багажники существенно отличаются от продукции автопрома советского периода. Конструкция Большинство производителей предлагает быстросъемные багажники модульного типа, где на основу крепится все навесное оборудование. Современные внешние багажники делятся по способу крепления (горизонтальное или вертикальное) и размещения груза (открытый или закрытый). Горизонтальные багажники устанавливаются на крышу или крышку багажника (для седанов). Основа в данном случае представляет собой две поперечные планки, каждая из которых крепится к автомобилю с помощью двух кронштейнов. Способ крепления зависит от типа вашего автомобиля, но в принципе навесить багажник можно на любую машину. В некоторых случаях багажник устанавливается на штатные места (если таковые предусмотрены) или на рейлинги. Но если их нет, то отчаиваться не стоит: всем известен классический способ крепления на водостоки. А для крепления багажников на автомобили с гладкой крышей используется дверной проем. Здесь, правда, начинаются сложности: для правильного закрепления кронштейнов в этом положении необходимо, чтобы они полностью соответствовали кривизне поверхности. Для иномарок существуют обширные каталоги с конкретным указанием модельного года и особенностей комплектации. А вот на «десятку» (единственную отечественную машину без водостоков), подобрать кронштейн можно, но только методом псевдонаучного тыка, поскольку наше конвейерное производство не гарантирует одинаковой кривизны поверхностей у автомобилей, собранных в понедельник, пятницу и остальные дни. Вертикальные багажники предназначены для перевозки спортинвентаря, устанавливаются сзади и крепятся на заднюю дверь, фаркоп или запасное колесо (внедорожники). Способ крепления довольно оригинален. При креплении на заднюю дверь - это кронштейны (снова подбираемые на каждую модель по каталогу), а вот крепление на фаркоп - это один- единственный универсальный кронштейн (со стопорным кольцом, обеспечивающим вертикаль), на который вешается все остальное. К слову сказать, на мой взгляд, эта конструкция наиболее интересна, ибо действительно универсальна, хотя и не рассчитана на большие нагрузки (до 60 кг), монтаж занимает минимум времени. На запасное колесо багажники крепятся при помощи адаптеров, рассчитанных, естественно, на небольшой вес (сноуборды, доски для серфинга, лыжи). В погоне за универсальностью сумрачный конструкторский гений наших западных соседей не обошел стороной простых смертных, кои не удосужились обзавестись фаркопами, или владеют одним багажником на всех в складчину. На этот случай предлагается крепить багажник для велосипедов к кузову... ремнями (!). По отзывам счастливых владельцев, сия конструкция неплохо работает, но меня, как и любого русского, терзают смутные сомнения. Очень даже может быть, что для цивилизованных европейцев такое крепление - самое оно, но с загадочной душой наших соотечественников (особливо, после третьей рюмки) это как-то не вяжется. Самое выгодное отличие современных навесных багажников, с моей субъективной точки зрения, это скорость монтажа и отсутствие резьбовых соединений - каждый элемент крепится «в одно движение» на фиксаторы. В этом есть и свои минусы - как известно, чем проще монтаж конструкции, тем выше риск, что ее «уведут». Производители предлагают вместо рукояток использовать блокирующие замки с ключами, но и здесь (для нашего удобства) используется «система одного ключа», т.е. личинки всех блокираторов одинаковые - довольно спорное решение. С другой стороны, стопроцентную гарантию от ворья не дает даже сварная конструкция - всегда остается риск, что угонят саму машину. Навесное оборудование очень разнообразно и делится, по своему предназначению, на три большие группы. Для спортинвентаря. Самый большой ассортимент (с установкой на крышу, заднюю дверь и фаркоп), поражающий своей технической сложностью, количеством деталей и наличием дополнительного оборудования - для велосипедов. Так, например, багажник на фаркоп снабжен повторителями задней светотехники и рамкой под номерной знак. Для фанатов велоспорта или команд возможна комплектация до восьми велосипедов (4 на крыше плюс 4 на фаркопе) на каждый автомобиль. Багажник на заднюю дверь позволяет увезти всего три байка, но при этом дверь открывается вместе с ним. Крепления для перевозки лыж (от одной до шести пар), как правило, представляют собой два жестких зажима аллигаторного типа, надежно фиксирующих лыжи в своей запирающейся пасти, выложенной изнутри эластичным материалом. Но есть и простые фиксаторы, без замков, каждый рассчитан на одну пару. Для транспортировки лодок, каяков, досок для серфинга и разборных катамаранов служат крепления, повторяющие часть изгиба корпуса и фиксирующие груз затяжной стропой, в некоторых случаях с трещоткой. Аксессуары для водных видов спорта подразумевают отдельное крепление для мачты. Для хозяйственных нужд. Их обслуживают «корзины», которые мало чем отличаются от продукции советской промышленности по форме, однако, крепятся на ту же основу, что и остальное навесное оборудование. Встречаются открытые и закрытые модификации (длина открытых может быть увеличена за счет дополнительных секций). Среди аксессуаров - всевозможные стропы, тросы и эластичные сетки для закрепления груза. Есть также и специальные упоры различных модификаций для перевозки длинномеров. Рай для дачника: хочешь, брус вези, хочешь трубы... Боксы. Так называемые боксы появились в России лет пятнадцать назад, тогда они гордо именовались «аэродинамическими багажниками». Эта последняя (не по значению) группа навесного оборудования отличается тем, что реально позволяет увеличить объем перевозимого багажа. В отличие от ранее упомянутых багажников, боксы надежно скрывают груз внутри себя и, как правило, закрываются на ключ. Достоинства очевидны, недостатки тоже: если нет гаража, то в квартире бокс занимает слишком много места, при движении возрастает парусность, а на высокой скорости еще и сопротивление воздуха, что ведет к небольшому увеличению расхода топлива, что, впрочем, зная привычку нашего народа «гнать на все деньги», малосущественно на фоне сумм штрафов. Особенности эксплуатации Каждый из нас хотя бы раз встречал на дороге древние «Жигули», загруженные «по самые не балуйся», да еще и с пятью мешками на «балконе». Зрелище смешное и страшное одновременно. Чем больше навалишь на крышу, тем выше центр тяжести, а от него, родимого, в прямой зависимости находится управляемость и безопасная максимальная скорость. Так что, будь у вас даже самый наикрутейший багажник, грузить на него безболезненно можно не более 100 кг, а на автомобили с гладкой крышей - и того меньше. Надо отметить, что современные багажники сделаны либо из алюминиевого сплава, либо из стали, покрытой пластиковой пленкой, и практически не ржавеют. В местах соприкосновения упоров с кузовом стоят резиновые прокладки, и, для лучшей фиксации при установке надо очистить крышу от пыли и грязи. Рынок и цены На сегодняшний день в России представлены несколько известнейших мировых производителей, но и наши не отстают. Среди них есть не только пираты, но и вполне легальные фирмы, закупающие материалы и фурнитуру на Западе. Поскольку конструкция багажников модульная, то и цена складывается из нескольких параметров: основа, навеска, аксессуары. Походите по салонам, поспрашивайте консультантов, у каждого производителя свои особенности и свои цены. Разброс огромен. В зависимости от материала и места производства одна и та же конструкция (основа) может стоить от 550 рублей за стальной багажник от «наших пиратов» до 200 евро за «навороченную» конструкцию из алюминиевого сплава именитого производителя. Разброс цен на навесное оборудование гораздо меньше и объясняется тем, что наши ребята «из подвалов» освоили не весь ассортимент: велобагажники на крышу - от 60 до 130 евро; на заднюю дверь - от 85 до 250 евро; боксы - от 250 до 1700 евро; корзины - от 70 до 280 евро. Все мы так устроены, что нам всегда хочется большего. Это касается всего, и количества перевозимого груза тоже. Что тут скажешь? «Так выпьем же за то, чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями!» "Автомобили" |