Внедорожники / suvonline.narod.ru

Материалы

Главная


Тест-драйв


Парный тест


Тюнинг

Путешествия

Галерея


Рассылка

Обслуживание

Магазин


Сервисы


Запчасти


Аксессуары


Шины / диски


Автохимия

Дилеры / цены

Автосалоны


Прайс-лист

Мультимедиа

Фотообои


Видео


Игры


E-mail


Путешествие по Нижегородской области на VW Tiguan

Путешествие по Нижегородской области на VW Tiguan

Нижегородскую область вполне заслуженно называют музеем под открытым небом. Но в этой поездке мы еще и спустились в ее недра… Опытные джиперы знают, что ранняя весна - не самое удачное время для поездок на природу.

По колеям бегут ручьи, а подтаявший ноздреватый снег превращается в подобие пластилина. Любой съезд с твердого покрытия на неподготовленной машине чреват походом за трактором. Тем не менее отказываться от путешествий не стоит, нужно лишь скорректировать маршрут исходя из возможностей своего автомобиля и не требовать от него нереального.

Нижегородскую область мы открыли для себя в прошлом году, посетив ее северную и юго-восточную части. Юго-западная же, так называемое Нижегородское Правобережье осталось тогда недоисследованной. Вот мы и решили устранить белое пятно, благо существующая в нем сеть больших и малых дорог позволяет сделать это, не напрягая стандартный автомобиль весенней распутицей.

На всех парусах
До Нижнего Новгорода сейчас ведет отличное четырехполосное шоссе М7. 400 километров от столицы пролетели почти незаметно. В этом очередная заслуга VW Tiguan, компактного кроссовера с 2-литровым турбодизелем. Хоть и дали немецкие маркетологи «зверьку» такое необычное название - «тигуан» это «тигр» (tiger) и «игуана» (leguan), - мне же на трассе он почему-то больше напоминает стремительный парусник. Были в XIX веке такие суда - винджаммеры (буквально «выжиматели ветра»), выполнявшие скоростные межконтинентальные рейсы. Вместительные и динамичные. И Tiguan такой же. Только поменьше, конечно. А еще очень экономичный и удобный. Словом, идеальный «поглотитель километров».

Бунтарский Арзамас
Не въезжая в Нижний, уходим на юг по Р158. Вскоре рельеф меняется - справа и слева появляются холмы, горки, а кое-где и скальные выходы. Забегая вперед, скажу, что с этими особенностями местности связана одна из важных достопримечательностей поездки. А мы тем временем, преодолев еще 100 км, прибываем в Арзамас.

Арзамас - старинный город с богатой историей. По исследованиям нижегородского писателя позапрошлого века Андрея Печерского (П. И. Мельников), «Арзамас, ныне уездный город, считается столицей племени эрзя и, по всей вероятности, есть тот самый город Арса, о котором упоминает в IX веке Ибн-Фадлан». До середины XVI века он именовался «мордовским арзамасским городищем». По преданиям, в 1552 году, во время своего третьего похода на Казань, Иван Грозный встретился на переправе через реку Тешу с мордвой и объявил ей свою волю о постройке здесь крепости, что и было выполнено. Первые документальные свидетельства об арзамасском остроге датируются 1572 годом. А 1578 -й принято считать годом основания города. С тех пор Арзамас многое повидал. В 1606-м жители города стали участниками крестьянского восстания под руководством Ивана Болотникова, и когда тот двинул войска на Москву, арзамасцы осадили Нижний Новгород. Лишь активные действия царских стрельцов спасли его от падения. В 1612 году Арзамас поддержал ополчение Минина и Пожарского. В 1670-м край охватило восстание Степана Разина. Когда же оно было подавлено, в городе за три месяца были казнены 11 тысяч человек. Через сто лет в Арзамас для борьбы с пугачевщиной был направлен отозванный с турецкой войны полковник А. В. Суворов. А осенью 1774 года Емельяна Пугачева отправили отсюда в Москву на казнь...

Минуты скорби
В XVIII-XIX веках значение города изменилось. Из оборонительного укрепления Арзамас превратился в крупный центр, находящийся на перекрестке важных торговых путей. Активно развивались ремесла. Купцы богатели и, не скупясь, пополняли городскую казну. Было выстроено 25 церквей вполне столичного масштаба. Здесь бывали В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и многие другие образованные люди того времени. «Золотые годы» продолжались до второй половины XIX века. Но по мере вытеснения гужевого транспорта железнодорожным дороги постепенно пришли в негодность, доходы города резко сократились, и очень быстро он из процветающего превратился в уездную глухомань, хотя и украшенную великолепными храмами.

Советские годы повторного взлета не принесли. И сегодня мало кому из молодежи что-то скажет название этого небольшого рабочего городка. Однако люди старшего поколения наверняка помнят о трагедии, случившейся здесь 22 года назад. 4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты на железнодорожном переезде возле станции взорвались три вагона, перевозившие взрывчатые вещества. 180 тонн. Как рассказывали затем очевидцы, их первые мысли были о ядерной катастрофе - «гриб» заслонил солнце. 91 человек погиб. Большая часть домов в городе осталась без стекол, около тысячи строений пострадало, а 180 не подлежали восстановлению. На месте взрыва осталась воронка глубиной 13 и радиусом 56 метров! Истинные причины случившегося до сих пор неясны. Назывались версии, связанные с нарушениями перевозки взрывчатки, утечкой газа из магистрали, проходящей под железнодорожным полотном, не исключали и возможность террористического акта. В память о погибших вблизи переезда сейчас установлен скорбный мемориал. Издалека памятник похож на необычный цветок. Когда подходишь ближе, становится понятно, что это исковерканные взрывом части вагонов и вокзальные часы, стрелки которых навсегда замерли на тех страшных минутах...

Дивное Дивеево
Весь следующий день мы провели в Дивееве и его окрестностях. Первые поселения появились здесь несколько тысячелетий назад. До XIII века они принадлежали мордве, затем ее покорили татары и основали в 1298 году город Сараклыч, что означало в переводе «золотая сабля». После изгнания татарских войск в конце XIV века красивый саблевидный мыс на слиянии рек Сарова и Сатиса пустовал триста лет. До тех пор, пока не пришел на него монах Иоанн и не построил с братством первый храм Саровского монастыря (1706 год). Среди сподвижников был преподобный Серафим Саровский, названный впоследствии «украшением земли русской» и канонизированный в 1903 году по инициативе Николая II. Однако посетить сегодня Саров получится не у каждого. С 1946 года небольшой поселок (позже город Арзамас-16) имеет статус ЗАТО (Закрытое административно-территориальное образование). Здесь были организованы первые в стране лаборатория, конструкторское бюро и опытный завод по созданию советской атомной бомбы. Сейчас тут находится Российский федеральный ядерный центр (РФЯЦ), и попасть в секретный Саров можно лишь по спецпропускам. Центр же паломничества расположен в Дивееве, где в 1767 году была заложена церковь Пресвятой Богородицы в честь Казанской иконы Божьей Матери и возникла Дивеевская община, которой в 1862 году был придан статус монастыря. В годы революции мощи святого Серафима вскрыли большевики, и они пропали, а монастырь подвергся разорению. Лишь в 1989 году он вновь был возвращен верующим, а в 1991-м в Серафимо-Дивеевский монастырь вернулись святые реликвии - чудесным образом мощи Серафима Саровского были обнаружены в Санкт-Петербурге. В России есть несколько культовых мест, в которых однажды стоит побывать каждому. Дивеево одно из них. А сколько в окрестностях святых источников! Некоторые из них считаются чудодейственными (см. GPS-точки).

В глубь горы
В восьми километрах южнее Арзамаса находится небольшое село Бебяево. Еще в XVIII веке здесь были обнаружены залежи гипса (в тех самых горах, на которые мы обратили внимание еще по дороге из Нижнего Новгорода), а в 1933 году появилось производство по его добыче. Добывают гипс в шахте. Чтобы попасть в нее, нужно пройти метров двести по наклонному тоннелю, прорубленному внутри горы. Здесь в одном из пустующих штреков под 70-метровой толщей несколько лет назад открылся Музей горного дела, геологии и спелеологии. К спелеологии, правда, он имеет мало отношения, а вот познакомиться с добычей гипса оказалось действительно весьма интересно. Но прежде чем погрузиться во мрак подземелья, нам пришлось прослушать короткую инструкцию по технике безопасности, переобуться в резиновые сапоги, облачиться в телогрейки и каски и, главное, получить шахтерские фонари. Здесь все серьезно - специальная комната, окошко в двери, амбарная книга. Взял - расписался, сдал - еще подпись. По количеству выданных и возвращенных фонарей считают, сколько людей находится под землей.

Раньше своды выработок поддерживались деревянными подпорками, а тележки с гипсом на поверхность вывозили лошади. Сегодня ствол основного тоннеля усилен железобетоном по метростроевским технологиям, а на смену живой силе пришли машины. В остальном же принципы работы шахтеров остались прежними. Цикл состоит из четырех смен. Вечером трудятся взрывники. Их задача - пробурить в породе полутораметровые шпуры, заложить заряды и взорвать их. Ночью в шахте свистит ветер - работает мощная вентиляция, высасывая газы от взрывов и пыль. С утра приходит первая смена шахтеров, через шесть часов - вторая, вечером - взрывники, и так по кругу… За один «подход» от стены откалывается 50-100 тонн камня. Его собирают машинами с «лапами» и транспортерами, похожими на снегоуборочные. Затем грузят в вагонетки и тащат мотовозом на комбинат.

И напоследок обращаюсь к тем, у кого после этих подробностей и посещения «мира без солнца» тяга к приключениям не пропадет: попробуйте добраться на один из заброшенных карьеров к западу от Арзамаса. Даже летом последние сотни метров скорее всего придется пройти пешком (или понадобится подготовленный автомобиль). Там есть небольшая естественная пещера, так называемая Балахонихинская (длина всего 50 метров, но для начала самое то!), привлекающая внимание самодеятельных спелеологов. Хоть и не крымский карст, но ледяные сосульки висят в ней вплоть до июня...

Путешественникам на заметку
Предлагаемый маршрут по югу Нижегородской области рассчитан на три дня (от Москвы) и проходим на любых автомобилях с колесной формулой 4х4 в стандартном исполнении. В летней поездке на всем его протяжении легко можно найти хорошие места для стоянок и палаточных ночевок. Одно из таких - красивейшее озеро Чарское, памятник природы государственного значения. Ну а в межсезонье или в случае плохой погоды можно переночевать в цивилизации. Несколько гостиниц есть в Арзамасе: «Люкс», ул. Нижегородская, 7Б (от 600 руб.); «Черная и розовая пантера», ул. Володарского, 83 (от 1500 руб.); «Купеческое подворье», ул. Солнечная, 12Б (от 600 руб.). В Дивееве, несмотря на скромные размеры населенного пункта, с жильем еще проще - на каждом столбе висят указатели и реклама, зазывающие постояльцев. Место популярное и пользующееся спросом, поэтому цены в несколько раз выше арзамасских. Легко определиться на ночлег и в частном секторе или в гостинице при монастыре. Питание и приют там предоставят и вовсе бесплатно взамен на послушание (выполнение несложных физических работ). С АЗС на всем пути тоже проблем не возникает - все основные бренды на выбор.

Внимание! Чтобы не потерять время впустую, экскурсию в Музей горного дела в селе Бебяево следует заказывать заранее (тел. экскурсионного отдела +7-831-475-52-81, сайт Пешеланского гипсового завода www.pgz-dekor.ru, далее см. раздел «Экскурсионная деятельность»).

И еще. Покидая городские джунгли в первые теплые солнечные дни, не забывайте, что весной в природе просыпаются не только медведи, да и их еще поискать надо. А вот всякие вредные насекомые, в частности клещи, найдут вас сами, стоит только потерять бдительность. Особенно будьте внимательны в это время к детям и собакам.

GPS-координаты точек маршрута
Мемориал в Арзамасе - N55 24,731 E43 47,551
Дивеево - N55 02,334 E43 14,783
Шахта в Бебяево - N55 19,1495 E43 56,9499

Святые источники:
Явленный - N54 59,805 E43 21,538
Гремячий - N55 00,029 E 43 40,104
В деревне Рузаново - N55 00,269 E43 20,742
Архангела Михаила - N55 03,738 Е43 13,762
Всецарицы - N5503,734 Е43 13,748
Святой Троицы в деревне Канерга - N55 05,746 E43 05,819
Святой Троицы близ села Автодеево - N55 09,505 E43 07,607
Балахонихинская пещера - N55 26,331 E43 20,680
Озеро Чарское - N55 31,167 E43 11,212

«4x4 Club»


Раньше это село называлось Пузо, потому как стоит на пригорке, а сейчас - Суворово, в честь пребывания в этих краях знаменитого военачальника


Увы, сталактиты и сталагмиты не настоящие - это муляж для создания антуража


Старая карбидная лампа - вещь удобная, но опасная


Пещера первобытного человека, динозавр-трицератопс - все смешалось в этом самодеятельном музее


Свято-Троицкий Серафимо - Дивеевский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в 180 км к югу от Нижнего Новгорода и в 65 км от Арзамаса


Этот телефон хоть и ретро, но работает идеально. В Москву, правда, не позвонить: связь только с диспетчером на поверхности

© 2010 Внедорожники. All rights reserved.

Hosted by uCoz